HomeРазноеАртикуляционные упражнения статистические и динамические: Применение артикуляционной гимнастики в работе учителя-логопеда

Артикуляционные упражнения статистические и динамические: Применение артикуляционной гимнастики в работе учителя-логопеда

Содержание

Применение артикуляционной гимнастики в работе учителя-логопеда

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие движения органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Каждый звук имеет свое, определенное положение органов артикуляции. Артикуляционные упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов речи.
Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Артикуляционная гимнастика помогает сформировать правильное положение органов речи для произнесения того или иного звука.

Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата.

Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи.

Рекомендованные ниже упражнения можно применять для отработки следующих звуков:

Отработка звуков С и З – упражнения 1,4, 7, 10, 12, 23, 24, 27

Отработка звука Ц – уражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27

Отработка звуков Ш и Ж – упражнения 2, 3, 9, 11, 13 – 16, 20, 21, 23, 25 – 27

Отработка звука Щ – упражнения 1 – 4, 9, 15 – 17, 20, 23, 25 – 27

Отработка звука Ч – упражнения 2, 4, 9, 15 – 17, 25

Отработка звука Р – упражнения 1, 2, 8, 9, 13 – 20, 27

Отработка звука Л – упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19 – 22, 26, 27

Артикуляционная гимнастика (статические упражнения)

  1. «Улыбочка»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

  1. «Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

  1. «Хоботок»

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.

  1. «Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

  1. «Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10

  1. «Сердитая кошечка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10

  1. «Желобок»

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.

  1. «Парус»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

  1. «Чашечка»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

  1. «Заборчик»

Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.

Артикуляционная гимнастика (динамические упражнения)

  1. «Утиный клювик»

Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

  1. «Шторки»

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.

  1. «Лошадка»

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

  1. «Грибок»

Широко открыть рот. «Присосать поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

  1. «Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.

  1. «Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук Д, подражая дятлу: д-д-д-д (15 – 20 сек.)

  1. «Утюжок»

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20 – 25 раз.

  1. «Прогони комарика»

Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

  1. «Покусывание кончика языка»

Губы в положении улыбки. Прикусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.

  1. «Катание шарика»

Губы сомкнуты, языка делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов), затем против часовой стрелки. Скорость движения языка можно менять.

  1. «Часики»

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так. Время выполнения – 20 сек.

  1. «Мясорубка»

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

  1. «Прятки»

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

  1. «Вкусное варенье»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.

  1. «Змейка»

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе. Выполнять 5 – 6 раз.

  1. «Настроение»

Губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце улыбнуться).

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.

2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему — шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

3. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен) полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.

5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов — идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.

6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться правильно их выполнять.

7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный», «озорной» язычок или про язык-«путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не заскучал. Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того, сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.

8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходимости.

Методическая разработка на тему: Артикуляционная гимнастика (статические упражнения)

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как веселые лягушки, тянем губки  прямо к ушкам.

Потянули — перестали. И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося

звук [у].

Подражаю я слону —

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

                       А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Бегемотик.        Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении  улыбки.

Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота – подшутить над ним охота.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

 Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

 И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

                 Язык лопаточкой лежит и

                 Нисколько не дрожит.

                 Язык иголочкой потом

                                       И  потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.

Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться  к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.

    Язычка загнем края,

    Делай так же, как и я.

    Язычок лежит широкий

    И, как чашечка, глубокий.

  Хомячок надует щечки,

  У него зерно в мешочках.

  Мы надуем щечки тоже,

  Хомячку сейчас поможем.

Артикуляционная гимнастика — Сайта логопеда Шустровой И. Л,

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5
минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их
лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый
во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый
должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения
к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не
достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению
упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

Упражнения для развития подвижности губ

 

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка — Трубочка
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
7. Уточка
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв
уточки.
8. Недовольная лошадка
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

 

Упражнения для губ и щек

   
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

 

Статические упражнения для языка


1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало)
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится)
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 



Динамические упражнения для языка


1. Часики (Маятник)
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку)
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (Ш,Ж,Щ,Ч)

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Л»

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Р»

Постановка звука  «К»

Статические, динамические упражнения для языка

Статические упражнения для языка.

«Птенчики». Рот широко открыт,

язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык

лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые

края широкого языка подняты,

но не касаются зубов.

«Иголочка», «Стрелочка», «Жало». Рот открыт.

Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Горка», «Киска сердится». Рот открыт.

Кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка понята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка

загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

Упражнения для губ.

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены.

Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и

чуть вытянуты вперед.

Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик», «Бублик», «Улыбка» — «Хоботок».

Чередование положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа

приподнята и обнажает верхние резцы.

Динамические упражнения для языка.

«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт.

Губы растянуты в улыбку.

Кончиком узкого языка попеременно

тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык

сильно выдвинуть вперед и убрать

вглубь рта.

«Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт.

Напряженным языком упереться изнутри

то в одну, то в другую щеку.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком

тянуться к носу и подбородку,

либо к верхним и нижним резцам.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением

языка обвести между губами и зубами.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается

в нижние резцы, боковые края прижаты

к верхним корневым зубам.

Широкий язык «выкатывается» вперед

и убирается вглубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком

Цокать медленно и сильно, тянуть

подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу.

Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать

вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка,

как кисточкой, ведем от верхних резцов

до мягкого неба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком

облизать верхнюю губу и убрать язык

вглубь рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт.

Облизать сначала верхнюю,

затем нижнюю губу по кругу.

/упр. «Лопаточка»/.

Чок — чок, Чок — чок,

Я Веселый Язычок.

Побегу сейчас гулять,

На крылечке загорать.

/Упр. «Стрелочка»/.

Хватит спать, дружок, вставай,

Не ленись и не зевай,

Поскорее просыпайся,

За работу принимайся.

/упр. «Горка»/

Чок — чок, чок – чок,

Я Веселый Язычок.

Сделал я уборку,

А теперь – на горку!

/упр. «Часики»./

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

На часы взглянул – идут:

Тик — так, тик-так!

/упр. «Маляр»./

В руки кисточку возьми,

Потолочек побели.

\упр. «Вкусное варенье»./

С горки покатался

И проголодался.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил- был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся,

что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так /рот закрыт,

открыт/. Непоседливый Язычок не сидит на месте.

Он часто выбегает из домика /высунуть язык/.

Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на

крылечке /язык «лопаткой» на нижней губе/.

Подул легкий ветерок. Язычок поежился

/язык «стрелочкой»/, спрятался в домик и

закрыл за собой дверь /язычок убрать, рот закрыть/.

А на дворе солнце спряталось за тучки и

забарабанил по крыше дождь

/языком стучим в зубы, произносим «д-д-д»/.

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком.

Он лакал молочко /водим языком по верхней губе

сверху вниз, рот открыт/, потом котенок облизнулся

/облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево,

слева направо/ и сладко зевнул /рот широко открыт/.

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так»

/рот открыт, губы в улыбке, кончик языка дотрагивается до уголков рта/. Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Общие и специальные артикуляционные упражнения для коррекции звукопроизношения. Средняя школа №34 г.Могилева




Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие движения органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Каждый звук имеет свое, определенное положение органов артикуляции. Артикуляционные упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов речи.

Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?


При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Артикуляционная гимнастика помогает сформировать правильное положение органов речи для произнесения того или иного звука.


Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата.


Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи. 

 




Отработка звуков С и З – упражнения 1,4, 7, 10, 12, 23, 24, 27


Отработка звука Ц – уражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27


Отработка звуков Ш и Ж – упражнения 2, 3, 9, 11, 13 – 16, 20, 21, 23, 25 – 27


Отработка звука Щ – упражнения 1 – 4, 9, 15 – 17, 20, 23, 25 – 27


Отработка звука Ч – упражнения 2, 4, 9, 15 – 17, 25


Отработка звука Р – упражнения 1, 2, 8, 9, 13 – 20, 27


Отработка звука Л – упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19 – 22, 26, 27






1.    «Улыбочка»


Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.


2.    «Трубочка»


Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.


3.    «Хоботок»


Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.


4.    «Лопаточка»


Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.


5.    «Иголочка»


Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10


6.    «Сердитая кошечка»


Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10


7.    «Желобок»


Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.


8.    «Парус»


Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.


9.    «Чашечка»


Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.


10.  «Заборчик»


Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.






11.  «Утиный клювик»


Губы сложены трубочкой. Щеки вытянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.


12.  «Шторки»


Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.


13.  «Лошадка»


Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.


14.  «Грибок»


Широко открыть рот. «Присосать поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.


15.  «Маляр»


Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.


16.  «Дятел»


Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук Д, подражая дятлу: д-д-д-д (15 – 20 сек.)


17.  «Утюжок»


Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20 – 25 раз.


18.  «Прогони комарика»


Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.


19.  «Покусывание кончика языка»


Губы в положении улыбки. Прикусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.


20.  «Катание шарика»


Губы сомкнуты, языка делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов), затем против часовой стрелки. Скорость движения языка можно менять.


21.  «Часики»


Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так. Время выполнения – 20 сек.


22.  «Мясорубка»


Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.


23.  «Прятки»


Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.


24.  «Вкусное варенье»


Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.


25.  «Змейка»


Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе. Выполнять 5 – 6 раз.


26.  «Настроение»


Губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце улыбнуться).






Материал (логопедия) по теме: Основные упражнений артикуляционной гимнастики

Основные упражнения артикуляционной гимнастики.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд. Лучше, чтобы ребёнок выполнял упражнения перед зеркалом, по показу и под контролем взрослого. Проводить их лучше в игровой форме.

Упражнения для губ

1. Улыбка
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка)
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

3. Заборчик
Губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты и видны.

4. Окошечко
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5.  Чередование положений губ 

(Улыбка-Трубочка, Заборчик-Окошечко).

Статические упражнения для языка

6. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленныйязык лежит на нижней губе. 

7. Иголочка
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 

8. Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 

9. Горка (Киска сердится)
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

10. Парус 

Рот открыт, язык поднят за верхние зубы.

11. Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

Динамические упражнения для языка

(следить, чтобы губы не «помогали» языку!)

12. Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык быстро сильно выдвигать вперед и убирать вглубь рта (как язык у змеи).

13. Часики (Маятник)
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта. 

14. Качели
Рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться к носу и к подбородку.

15. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 

16. Футбол (Конфетка)
Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку. 

17. Чистка зубов
Рот закрыт. Круговыми движениями языка обводить между губами и зубами, в одну, затем в другую сторону. 

18. Лошадка
Цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

19. Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

20. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 

Статистические артикуляционные упражнения

Статистические артикуляционные упражнения

Упражнения для губ без предмета.

Упражнение «Упрямая улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду «.

Упражнение 1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.
Упражнение 2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
Упражнение 3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом.

(бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 — 30 см, ширина — 4 — 5 см)

Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.
Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т. д. Выполняется 10 раз.
Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10 — 15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.
Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
Упражнение 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10 — 15 секунд. Повторяется до 10 раз.
Упражнение 7. В отличие от упражнения: бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
Упражнение 8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»). Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1, 6, 7

Лекция 3. Основы артикуляции

Изучение идентичных звуков в разных языках показывает, что они произносятся по разным приемам, характерным только для этих языков. Другими словами, в каждом языке есть некоторые характерные артикуляционные тенденции, которые определяют положение и движение артикуляторов. Эти тенденции составляют артикуляционной основы языка.

Термин основание артикуляции впервые был введен в 1906 году выдающимся британским фонетиком Х.А.Сладкий и позже послужил толчком к развитию обучения иностранным языкам в связи с преподаванием иностранного произношения. В самом широком смысле артикуляционная основа рассматривается как единица общего, традиционно устанавливаемая в языковых тенденциях в положении и движении артикуляторов в момент разговора и в состоянии покоя. Эти тенденции характерны для всех носителей языка и являются основой всех или большей части артикуляционных жестов.

В истории языкознания был период, когда основой артикуляции считалось наследуемое имущество человека в зависимости от его национальности.Однако антропологи доказали, что принципиальной разницы в механизме артикуляторов у людей разных национальностей нет. Более того, они заявили, что мужчина владеет языком социальной среды, в которой его учили говорить, независимо от его происхождения. В более поздние периоды артикуляционная основа была связана не с механизмами артикулятора, а с особенностями фонологической системы языка.

Артикуляционные основы несестринских языков, как правило, сильно различаются, поэтому всем изучающим иностранные языки необходимо знать особенности артикуляционных основ не только родного, но и изучаемого языка, чтобы научить их речь больше соответствует принятым стандартам произношения.

Как известно, интерференция родного языка проявляется на всех уровнях фонетической системы и затрагивает такие составляющие, как слог, ударение и интонация. Поэтому некоторые лингвисты вводят более широкий термин фонетической основы , который включает просодическую основу наряду с артикуляционную основу . Фонетическая основа понимается как совокупность тенденций произношения, наиболее часто встречающихся в речи и воспринимаемых как общая окраска.Артикуляционная основа в этом случае является частью фонетической основы. Различают два аспекта основы артикуляции: статический и динамический .

Статический аспект артикуляционной основы представляет рабочее положение основных органов речи; это артикуляционная установка , т.е. привычное и постоянное положение артикуляторов, сохраняемое в момент разговора и в состоянии покоя. Артикуляционная позиция представляет собой позицию речевых органов, которая обеспечивает наиболее быстрое и естественное выполнение определенных артикуляционных жестов.

Динамический аспект артикуляционной основы проявляется в специфическом характере смены звуков в пределах одного слога и на стыках слогов (слов).

:

.

Описание согласных

Описание согласных

[fnɛɾəks]

Описание согласных

Что отличает один согласный от другого?

Для создания согласного голосовой тракт в некоторых местах сужается, чем обычно. Мы называем это
сужение сужение . Какой согласный вы произносите, зависит от того, где в голосовом тракте
перетяжка есть и насколько она узкая.Это также зависит от нескольких других факторов, например от того,
вибрируют и идет ли воздух через нос.

Мы классифицируем согласные по трем основным параметрам:

  • место сочленения
  • манера сочленения
  • озвучивание

Место сочленения Размер указывает, где
в голосовом тракте сужение есть. Озвучивание
Параметр определяет, вибрируют ли голосовые связки.Способ артикуляции Размер по существу
все остальное: насколько узка перетяжка, есть ли
воздух течет через нос, а язык
упал с одной стороны.

Например, для звука [d]:

  • Место сочленения = альвеолярное. (Сужение
    голосовой тракт включает кончик языка и альвеолярный гребень.)
  • Манера артикуляции = устная остановка.(Сужение полное — язык полностью блокирует поток воздуха через рот. Также нет потока воздуха через нос.)
  • Звонок = озвучен. (Голосовые связки вибрируют.)

Звонок

Голосовые связки можно прижать друг к другу всего за
правильное натяжение, чтобы воздух, проходящий мимо них из
легкие заставят их вибрировать друг против друга.
Мы называем этот процесс озвучиванием .Звуки, которые
сделаны с вибрацией голосовых связок, как говорят, звонкие .
Звуки, издаваемые без вибрации голосовых связок, называются
безмолвный .

В английском языке есть несколько пар звуков, которые отличаются
только в озвучивании — то есть два звука имеют одинаковые
места и манеры артикуляции, но есть вокальные
сложите вибрацию, а другой нет. [Θ] из
бедро и [ð] th
одна такая пара.Остальные:

без звука озвученный
[п] [б]
[т] [д]
[к] [ɡ]
[ж] [v]
[θ] [ð]
[с] [z]
[ʃ] [ʒ]
[тʃ] [сут]

Остальные звуки английского языка не входят в пары звонкие / глухие.[h] — это голос и не имеет озвученного аналога.
Все остальные согласные английского языка озвучиваются:
[ɹ], [l], [w], [j],
[m], [n] и [ŋ].
Это не значит, что физически невозможно
произнесите звук, который в точности похож, например, на [n], но без вибрации голосовых связок. Просто
Английский предпочел не использовать такие звуки в своем наборе
отличительных звуков.

(Даже в английском языке один из этих звуков может
лишиться голоса под влиянием соседей,
но это никогда не изменит значения слова.)

Манеры артикуляции

Остановки

Стоп согласный полностью перекрывает воздушный поток через
рот. В согласных [t], [d] и [n] буква
кончик языка касается альвеолярного гребня и отрезает
воздушный поток в этой точке. В [t] и [d] это означает, что
во время остановки нет воздушного потока.
В [n] нет потока воздуха через рот, но есть
по-прежнему идет поток воздуха через нос.Мы различаем
между

  • носовые упоры , например [n], которые связаны с потоком воздуха
    через нос, и
  • устные упоры , такие как [t] и [d], которых нет.

Носовые упоры часто называют просто носовые . Устный
остановки часто называют взрывными . Устные остановки могут
быть либо озвученным, либо глухим. Назальные остановки почти
всегда озвучивает. (Физически возможно произвести
глухая носовая остановка, но английский, как и большинство языков,
не использует такие звуки.)

Fricatives

В упоре [t] кончик языка касается альвеолярного гребня.
и перекрывает воздушный поток. В [s] кончик языка
приближается к альвеолярному отростку, но не касается его.
Есть еще достаточно отверстия для притока воздуха.
продолжаться, но отверстие достаточно узкое, чтобы вызвать
выходящий воздух становится турбулентным (отсюда шипение
звук [s]). В согласной фрикативной
артикуляторы, задействованные в подходе сужения, сближаются
достаточно друг к другу, чтобы создать турбулентный воздушный поток.Фрикативы английского языка
[f],
[v],
[θ],
[ð],
[s],
[z],
[ʃ], и
[ʒ].

Приблизительные значения

В приближении артикуляторы, участвующие в сужении, еще дальше друг от друга.
чем они для фрикативного. Артикуляторы все еще
ближе друг к другу, чем когда голосовой тракт
нейтральное положение, но они даже не достаточно близки к
вызывают турбулентность проходящего между ними воздуха.Приблизительные значения английского языка
[w],
[j],
[ɹ], и
[л].

Аффрикаты

Аффриката представляет собой один звук состоит из стопорной части и щелевой части. По-английски
[tʃ], воздушный поток сначала прерывается остановкой, что очень
аналогично [t] (но сделано немного дальше назад). Но
вместо того, чтобы быстро закончить артикуляцию и двигаться
прямо в следующий звук, язык отрывается от
остановитесь медленно, чтобы сразу было время
после остановки, где сужение достаточно узкое, чтобы
вызвать турбулентный воздушный поток.В [tʃ],
период турбулентного воздушного потока после остановки
часть такая же, как и фрикативный [ʃ].
Английский [dʒ] — это аффрикат вроде
[tʃ], но озвученный.

Боковые

Обратите внимание на то, что вы делаете со своим языком, когда вы
произнесите первый согласный [лиф] лист .
Кончик языка касается альвеолярного гребня (или, возможно,
верхние зубы), но это не останавливает [l].
Воздух все еще течет во время [l], потому что сторона вашего
язык упал и оставил отверстие.(Некоторые люди
опустить правую сторону языка во время [l];
другие выпадают слева; несколько падают с обеих сторон.)
Звуки, при которых воздух обтекает язык.
называются боковыми . Звуки, которые не являются боковыми
называются центральные .

[l] — единственное латеральное письмо на английском языке. Другие звуки
Englihs, как и большинство звуков языков мира,
центральные.

В частности, [l] — это латеральное приближение.Отверстие слева сбоку от языка достаточно широкое
чтобы проходящий воздух не становился турбулентным.

Места сочленения

Место артикуляции (или POA) согласного указывает
где в голосовом тракте происходит сужение. Спереди
кстати, английский использует следующие POA:

Двугубная

В двугубном согласном приближается нижняя и верхняя губы
или касайтесь друг друга.Английские [p], [b] и [m] являются
двухгубные стопы.

На диаграмме справа показано состояние речевого тракта во время типичного [p] или [b]. ([M] выглядел бы так же, но с опущенной велум, чтобы выходить через носовые ходы.)

Звук [w] связан с двумя сужениями речевого тракта.
сделано одновременно. Один из них — округление губ, которое можно представить как
билабиальный аппроксимант.


Лабиоденталь

У губно-зубного согласного нижняя губа приближается или
касается верхних зубов.Английские [f] и [v] двугубны
фрикативы.

На диаграмме справа показано состояние речевого тракта во время типичного [f] или [v].

Стоматологическая

В зубном согласном кончик или лезвие языка приближается или касается
верхние зубы. Английский [θ] и
[ð] — фрикативные средства для зубов. На самом деле есть
пара различных способов формирования этих звуков:

  • Кончик языка может приближаться к задней части верха
    зубами, но не давите на них так сильно, чтобы
    воздушный поток полностью заблокирован.
  • Лезвие язычка может касаться нижней части
    верхние зубы, кончик языка торчит между
    зубы — все еще оставляя достаточно места для турбулентного воздушного потока
    Сбежать. Такого рода [θ] и
    [ð] часто называют межзубным промежутком .

На диаграмме справа показан типичный межзубный промежуток [θ] или [ð].


Альвеолярный

В альвеолярном согласном кончик языка (или реже
лезвие языка) приближается или касается альвеолярного гребня,
гребень сразу за верхними зубами.Английский
остановки [t], [d] и [n] образуются путем полной блокировки
воздушный поток в этом месте сочленения. Фрикативы
[s] и [z] также находятся в этом месте сочленения, как и
боковой аппроксимант [l].

На диаграмме справа показано состояние речевого тракта во время взрывного [t] или [d].

Поствеолярный

В постальвеолярном согласном сужение производится
сразу за альвеолярным гребнем. Сужение
может быть изготовлен либо кончиком, либо лезвием языка.Английские фрикативы
[ʃ] и
[ʒ] являются
сделано в этом POA, как и соответствующие аффрикаты
[tʃ] и
[dʒ].

На диаграмме справа показано состояние речевого тракта во время первой половины (конечной половины) аффриката [tʃ] или [dʒ].


Retroflex

В ретрофлексном согласном кончик языка загнут назад во рту. английский
[ɹ] — ретрофлексный аппроксимант — кончик языка загнут вверх к
постальвеолярная область (область сразу за альвеолярным гребнем).

На схеме справа показан типичный английский ретрофлекс [ɹ].

И звуки, которые мы назвали «постальвеолярными», и звуки, которые мы назвали «ретрофлексом», затрагивают область за альвеолярным гребнем. Фактически, по крайней мере, для английского языка, вы можете думать о ретрофлексах как о подтипе постальвеоляров, в частности о типе постальвеоляров, которые вы создаете, загибая кончик языка назад.

(На самом деле ретрофлексы и другие постальвеоляры звучат так похоже, что вы обычно можете использовать любой из них на английском языке без какого-либо заметного влияния на ваш акцент.Существенное меньшинство носителей английского языка в Северной Америке не использует ретрофлекс [ɹ], а скорее «сгруппированный» R — что-то вроде лезвия языка [ʒ] с еще более широким отверстием. Точно так же некоторые люди при изготовлении [ʃ] и [ʒ] используют скрученный кончик языка, а не лезвия языка.)


Небный

В небной согласной тело языка приближается или
касается твердого неба. Английский

.

ФОРМА | Учения НАТО

СОБЫТИЕ ДАТЫ СОБЫТИЙ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

DYNAMIC MARINER 20

Для проведения учений с усилением NRF21, подготовка командования боевых сил и объединение сил в штаб-квартире возможность взаимодействия ВМС NRF21 на тактическом уровне. Повышение оперативной совместимости морских сил НАТО и внедрение новейших концепций и доктрин НАТО.

24 сентября — 9 октября Франция

BRILLIANT JUMP II 20

Для проверки активации VJTF (Совместная оперативная группа очень высокой готовности), совместного планирования развертывания, а также функций готовности и монтажа для VJTF.

28 сентября — 2 октября TBD

ДИНАМИЧЕСКИЙ БОНУС II 20

Семинар по подготовке MARCOM для подготовки к обучению в качестве штаб-квартиры и выполнению обязанностей командующего морскими компонентами в крупной операции.

28 сентября — 3 октября Соединенное Королевство

ПОДГОТОВКА КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ НАТО ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (NALT) II 20

Повышение консультативных навыков и возможностей / углубление понимания советниками вопросов наращивания потенциала.

1-16 октября Косово

RAMSTEIN GUARD 11 20

Программа интеграции сил радиоэлектронной борьбы НАТО — это средство для отработки назначенных НАТО региональных элементов Комплексной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО CAOC (Объединенный центр воздушных операций), а также некоторые национальные системы и активы.Он предназначен для обучения авиационного командования Рамштайна и подчиненных ему подразделений требованиям отчетности / координации, а также знакомит их с широким спектром тактик и приемов РЭБ в контролируемой среде.

4-8 октября Турция

DYNAMIC GUARD II — L 20

Для поддержания уровня владения SNMG2 (Постоянная морская группа НАТО) назначаются подразделения, когда они не участвуют в текущих операциях НАТО и операциях СРН .

15 — 22 октября Средиземное море

RAMSTEIN GUARD 12 20

Программа интеграции сил радиоэлектронной борьбы НАТО — это средство для отработки назначенных НАТО региональных элементов интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО, осуществляемой через CAOC (Объединенный центр управления воздушными операциями), а также некоторые национальные системы и активы. Он предназначен для обучения авиационного командования Рамштайна и подчиненных ему подразделений требованиям отчетности / координации, а также знакомит их с широким спектром тактик и приемов РЭБ в контролируемой среде.

25 — 29 октября Испания

BRILLIANT JUMP 20 II Part II

BRJU20 будет обучать и проверять готовность и скорость реагирования VJTF20 (Совместная оперативная группа очень высокой готовности) во всех областях.

28 октября — 6 ноября Литва

ARRCADE FUSION 20 (NFS Exercise)

Обучение способности штаб-квартиры ARRC осуществлять командование и управление несколькими маневренными дивизиями в качестве штаба корпуса в сложной операционной среде; и развивать оперативную способность подчиненных формирований с упором на оборону.

31 октября — 12 ноября Соединенное Королевство

DYNAMIC MASTER 20

NCAGS CPX, предназначенный для тренировки персонала NCAGS / AWNIS (военно-морское сотрудничество и руководство для судоходства / Всемирной навигационной информационной системы союзников) в штаб-квартира и пункты отгрузки (SCP) во всех процедурах NCAGS / AWNIS с целью обучения и квалификации персонала для операции Ocean Shield и других текущих и будущих морских операций.

9 — 20 ноября Соединенное Королевство

LOYAL LEDA 20

LOYAL LEDA 20 — это CPX (командно-штабные учения) по статье 5, осуществляющий коллективную защиту с помощью элементов сил MJO +.LOLE будет проводить наземные операции с четким акцентом на тактическом уровне. Кроме того, LOLE предоставляет площадку для включения потенциальных наземных сил сопровождения (FoF).

2-12 ноября Великобритания

CYBER COALITION 20

Несмотря на то, что цели учений могут измениться, сами учения будут основаны на сценарии, предполагающем значительное усиление киберугроз и активности, но не превышающего критического порога НАТО.Цели учений всегда будут отражать учения по киберзащите с упором на процессы принятия решений, технические и операционные процедуры и сотрудничество между всеми участниками.

16 — 20 ноября Эстония

RAMSTEIN GUARD 13 20

Программа интеграции сил радиоэлектронной борьбы НАТО — это средство для отработки назначенных НАТО региональных элементов Комплексной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО, осуществляемой через CAOC (Объединенный центр воздушных операций), а также некоторые национальные системы и активы.Он предназначен для обучения авиационного командования Рамштайна и подчиненных ему подразделений требованиям отчетности / координации, а также знакомит их с широким спектром тактик и приемов РЭБ в контролируемой среде.

16-20 ноября Италия

RS KLT II 20 (Решительная поддержка Key Leader Training II 20)

Для подготовки ключевых лидеров к их роли и обязанностям до их развертывания в RSM, включая создание команды .RSM KLT состоит из 3 дней академических занятий в JFCBS, а затем одной недели в театральном центре.

25 ноября — 3 декабря Нидерланды

STEADFAST JUPITER-JACKAL 20

Это совместные командно-штабные учения стратегического, оперативного и тактического уровня (CPX) / компьютерные учения (CAX), которые будет обучать и оценивать выбранные штабы структуры командования (NCS) и структуры сил НАТО (NFS) для планирования и проведения операции реагирования на кризисные ситуации вне зоны действия статьи 5 (NA5CRO) в региональном масштабе в стратегическом направлении НАТО на юг.

1 — 10 декабря Италия, Германия

НЕАПОЛЬСКИЙ ЗАПОВЕДНИК II 20

Для ориентации и подготовки ключевого персонала батальонов ORF (оперативных резервных сил) для возможной операции в зоне операций . Усиление KFOR в зоне действия войск, совпадающее с соответствующими событиями, чтобы продемонстрировать способность НАТО усилить силы на ТВД.

1 — 31 декабря (подлежит уточнению) Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия

KFOR ST IV 20

Проводится для ознакомления будущих ключевых руководителей штаб-квартиры KFOR с их новыми задачами, общей ситуацией в зоне KFOR ответственности и подготовить плавный переход без потери непрерывности.

8–16 декабря Босния и Герцеговина

RS TE I 21 (Учебное мероприятие «Решительная поддержка» III 20)

Для обучения новых CSE (Основной элемент персонала) штаб-квартиры RSM (Миссия решительной поддержки штаб-квартиры ) и подготовить их к операции в Афганистане.

18-28 января Польша

GRIFFIN FORCE I 2021 (Учения по структуре сил НАТО)

EX GRFE I 21 нацелены на объединение Stand-up VJTF (Совместная оперативная группа очень высокой готовности) (Земля ), Штаб-квартиры, HRN (принимающая страна) и все соответствующие заинтересованные стороны, чтобы начать процесс планирования и подготовки логистики и заложить основу для непрерывного сотрудничества между штаб-квартирой, HRN, прибывающими силами и всеми другими участниками.

18-20 января Эстония, Латвия, Литва, Польша

DYNAMIC GUARD 21 — I

Для поддержания уровня владения SNMG1 (Постоянная морская группа НАТО) назначаются подразделения, когда они не участвуют в НАТО текущие операции и операции NRF.

7-11 февраля Норвегия

DYNAMIC MANTA — L 21

Для отработки боевых возможностей подводных лодок и противолодочных боевых действий для подводных лодок, надводных частей противолодочной обороны и морской авиации по порядку для выполнения морских задач, связанных с контролем и отказом на море, в рамках подготовки к будущим операциям коллективной обороны и кризисного реагирования.

21 — 23 февраля Италия

Учения по кризисному управлению 2021 (CMX21)

Ежегодные процедурные учения по кризисному управлению, основанные на событиях, предназначенные для проверки консультаций и принятия решений союзниками на стратегическом военно-политическом уровне. на основе Системы реагирования на кризисные ситуации НАТО.

25 февраля — 3 марта Бельгия

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРУППЫ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ НАТО (NALT) I 21

Для повышения квалификации и возможностей консультантов / улучшения понимания консультантами вопросов наращивания потенциала.

1 — 16 марта Приштина

KFOR ST I 21

Проводится для ознакомления будущих ключевых руководителей штаб-квартиры KFOR с их новыми задачами, общей ситуацией в зоне KFOR и для подготовки плавного перехода без потеря преемственности.

9–17 марта Приштина

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *