HomeРазноеАфазия детская: Детские афазии — причины, симптомы, диагностика и лечение

Афазия детская: Детские афазии — причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Детские афазии — причины, симптомы, диагностика и лечение

Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.

Общие сведения

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.

Детские афазии

Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Классификация детских афазий

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз и профилактика детских афазий

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

Афазия у детей: причины, симптомы и коррекция

Не всегда речевые проблемы появляются в дошкольном возрасте или с рождения. Их провоцируют болезни, травмы, стрессы. Разделение диагнозов − сложное дело, не каждый специалист правильно определит болезнь.

СодержаниеСвернуть

Афазия у детей появляется очень редко, так как это нарушение больше характерно для взрослых. Появляется она из-за серьезного нарушения кровообращения в головном мозге, что приводит к утрате речи.

Причины появления

При афазии происходит поражение определенных участков мозга, которые отвечают за речь. Чаще всего это происходит на фоне инсульта, черепно-мозговых травм, аневризмы сосудов. Риск появления болезни есть у подростков и молодых людей.

Детская афазия возникает из-за следующих причин:

  • опухолей головного мозга;
  • травмы;
  • тяжелой инфекционной болезни.

Это тяжелое нарушение, которое затрагивает все виды речевой деятельности. Степень выраженности проблемы зависит от локализации очага поражения, его размера, нарушенных функций.

Имеет значение реакция человека на дефект, его осознание. Учитывается степень развития навыков, например, чтения, до появления дефекта.

Афазию нельзя путать с другими проблемами: алалией, дизартрией. У ребенка появляется ряд специфических симптомов. Причина нарушения всегда органической природы.

У детей афазия возникает редко — около 10% случаев приходится на дошкольный и школьный возраст. Остальная масса больных — это лица, старше 18 лет.

Из-за малоподвижного образа жизни, ухудшения криминогенной обстановки инсульты и черепно-мозговые травмы значительно помолодели. Увеличилось количество опухолевых заболеваний. Поэтому разработка методов восстановления речи актуальна.

У детей чаще диагностируют моторную и сенсорную афазию. У взрослых формы болезни разнообразны.

Моторная афазия

Встречается в 90% случаев, возникает при поражении речедвигательного центра головного мозга. При данной патологии человек не говорит либо воспроизводит отрывистые фразы.

При моторной афазии больной понимает обращенную речь, но сам воспроизвести ее не в состоянии.

Он не способен повторить звуки, слога, слова, простые фразы. Иногда спонтанно что-то говорит — расхожие выражения, бытовые предложения, случайные слоги. Невозможна спонтанная речь.

У детей отмечается частичный или полный распад письменной речи, чтение страдает больше, чем письмо. Попытки прочитать текст вслух сопровождаются паралексией — неправильным узнаванием букв, неспособностью соединять их в слоги.

В процессе логопедических исследований было обнаружено, что при моторной афазии дети способны правильно записывать цифровую последовательность, складывать из разрезной азбуки имя и фамилию.

Личностные особенности:

  • самокритичность;
  • ощущение беспомощности;
  • осознание дефекта;
  • неуверенность.

В тяжелых случаях совокупность этих проблем приводит к депрессии. Она плохо влияет на развитие детей.

Сенсорная афазия

Этиология появления — поражается центр мозга, отвечающий за восприятие речи. У больного отличный слух, но он не понимает ничего из услышанного. Подобные чувства возникают у людей, которые слышат иностранную речь.

Специалисты выделяют две степени тяжести. При тяжелой человек не воспринимает свою, чужую речь. При легкой он не понимает определенные смысловые конструкции. При отсутствии работы над устранением дефекта количество узнаваемых слов снижается.

У детей эта форма встречается редко. Вторичные нарушения:

  • низкая степень концентрации внимания;
  • интеллектуальные нарушения;
  • отсутствие потребности в социальном взаимодействии.

В процессе восстановительной работы уделяют внимание развитию контакта, стимуляции положительных эмоций. Коррекция идет долго и требует много сил от специалистов и родителей.

При сенсорной афазии ребенок разговорчив, использует речь, но не контролирует ее. Несмотря на многословность, речевой поток лишен смысла.

Разграничение диагнозов

Определить точное речевое нарушение не всегда легко. В логопедии выделяют разные болезни, которые имеют определенные особенности. При дизартрии поражаются подкорковые структуры мозга, возникают проблемы с произносительной речью. При афазии грубые двигательные нарушения возникают вследствие поражения участков коры. Для дизартрии характерна ограниченность артикуляционного аппарата, которая наблюдается во всех ситуациях.

Симптоматика схожа с алалией, но это два разных диагноза. Афазия — это распад речи, которая начала нормально формироваться. Ребенок произносит звуки раннего онтогенеза, строит простые фразы, накапливает словарь. При алалии этого не происходит — нет слов, слогов, иногда только простые звукоподражания («ма», «биби»).

При афазии отмечается нормальный уровень физического слуха. Ребенок реагирует на раздражители, выделяет звуки речи из окружающей среды.

Если есть психические нарушения — задержка развития, умственная отсталость, аутизм – афазия не ставится. На ее фоне могут развиваться вторичные дефекты, но они не приводят к подобной проблеме.

Способы диагностики

Прежде чем начинать устранение проблемы нужно правильно определить причину нарушения. Это позволит выбрать направление восстановительной работы, провести лечение. Обследования назначает невролог.

МРТ (магнитно-резонансная томография) или компьютерная томография помогает определить локализацию проблемы. Знание того, какие зоны коры мозга повреждены, помогут определить необходимую работу.

При сенсорной форме страдает зона Вернике, при моторной — Брока.

Желательно провести УЗИ сосудов мозга — это позволит выявить нарушения кровообращения.

Психолог оценивает состояние высших психических функции (ВПФ):

  • памяти;
  • мышления;
  • внимания.

Это важный этап обследования, так как он дает возможность определить вторичные нарушения. При зрительной агнозии больной видит предмет, но не способен его узнать. То есть описывает стул, его функции, но не может назвать его.

Логопед проводит педагогическую диагностику. Она направлена на изучение общей, мелкой моторики, органов артикуляции. При моторной форме появляются апраксии — неспособность выполнить серию движений.

Во время разговора возникают перестановки в слогах. В тяжелых случаях отмечается «телеграфный» стиль речи, то есть больной не использует глаголы, предлоги, его фразы короткие и обрубленные.

У детей школьного возраста проводится диагностика письменной речи. Дается текст для списывания, один образец с письменными буквами, другой с печатными. Третий тест — запись под диктовку. Обязательно проводится проверка чтения.

При тяжелой форме моторной афазии ребенок способен записать слово, только если его четко проговаривают по слогам — это проявление аграфии. При сенсорной больной легко списывает текст с образца, читает его. Но без слухового контроля это не всегда звучит четко, ясно.

Первую помощь оказывают в стационарах, где детей проверяет консилиум специалистов. При ранних формах афазии сложно делать прогноз, так как многое зависит от степени поражения, начала оказания помощи, квалификации специалистов.

Методы лечения

Для устранения афазии используют два направления — логопедическое и медицинское. Невролог назначает курсовой прием препаратов, которые расширяют сосуды, улучшают метаболизм и кровообращение. Дополнительные средства стимулируют работу нервной системы — это лечебная физкультура, массаж, физиотерапия.

Афазия может характеризоваться разными проявлениями, поэтому логопед составляет коррекционную работу исходя из индивидуальных особенностей больного. Работа проводится под контролем лечащего врача, так как ухудшение состояния ребенка (снижение речевых функций) свидетельствует о повышении артериального давления и развития других проблем.

Первые занятия длятся по 10 минут, постепенно время увеличивается. Важно не перегрузить больного. На каждого ребенка заводится персональная тетрадь, куда записывается информация о занятии.

По возможности используют групповые занятия. Они восстанавливают коммуникативную функцию речи, убирают фобии и страхи. Детей подбирают по 3-4 человека с примерно одинаковой степенью дефекта. Для сенсориков группы делают по 2-3 человека.

При моторной афазии широко используются бытовые темы, домашние инсценировки. В начале занятия логопед четко проговаривает план урока.

Для детей дошкольного возраста есть специальные детские сады, для школьников – школа V типа. В условиях учебных заведений им оказывают всю необходимую помощь.

Особенности логопедической помощи

Для устранения нарушения у подростков потребуется около пяти лет упорного труда. Только при четком осознании дефекта, стремлении с ним справиться, можно добиться значительного улучшения. В силу возраста дети не всегда понимают серьезность положения, они надеются на спонтанное излечение, не видят необходимости в систематичности.

Специалисту необходимо развивать все виды психической деятельности, вырабатывать мотивацию, умение планировать, отрабатывать движения. Каждое занятие должно быть интересным.

Весь материал подбирается с учетом возраста ребенка. Для дошкольников и младших школьников используют лепку, конструирование, рисование, игры. Детей подготовительной группы обучают чтению, письму, складыванию слов из разрезной азбуки, дают им основы звукобуквенного анализа.

У школьников отмечаются сложности с ориентированием во времени, пространстве. Поэтому проводится работа по развитию математических представлений. Подросткам также восстанавливают навыки иностранного языка.

Детали работы

При моторной афазии большое внимание уделяется отработке артикуляционных движений, переключаемости. Проводится работа по развитию слоговой структуры начиная с первого класса слов (классификация Марковой).

Расширяется словарный запас, отрабатывается устранение аграмматизмов. Для развития связной речи используют сюжетные картинки либо комиксы. Работу начинают с сохранных звуков, после восстанавливают утраченные. Внимание ребенка обращают не только на акустические характеристики, но и на графические, артикуляционные.

Применяются лепка, срисовывание, неречевые игры. Это формирует мотивацию, развивает моторику.

Для сенсорной формы нет готовых методик лечения. Специалисту приходится самостоятельно подбирать программу восстановления.

На устранение нарушения уйдет около 5 лет. В некоторых случаях ребенку показана коррекционная школа, где у него будет облегченная программа. В обычной школе ему будет тяжело учиться, что скажется на психологическом состоянии и приведет к ухудшению.

виды, причины, симптомы и лечение

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

СодержаниеСвернуть

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная) Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывисто Речь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация) Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматика Синтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звуки Пациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушено Дефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи Методика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Афазия: виды, причины, симптомы, лечение


Афазия – нарушение акта речи, связанное с дисфункцией соответствующего участка коры головного мозга. В отличие от дизартрии данная патология не связана с некачественным произношением слов и звуков. Она не позволяет пациенту полноценно формировать собственную речь и воспринимать обращенные к нему слова. Обычно афазия выступает неспецифическим признаком заболеваний головного мозга – от нарушения кровообращения до последствий травматического поражения клеток и т.д.

Причины


В числе факторов, провоцирующих заболевание, может быть любой патологический процесс, негативно влияющий на мозговые центры в лобной, височной или теменной доле коры, а также на нервные пути, соединяющие перечисленные отделы мозга. При этом страдают расположенные в указанных зонах речевые центры, что сказывается на формировании речи и ее произношении. В числе наиболее распространенных причин афазии называют:

  • опухолевый процесс в мозге;
  • острое или хроническое нарушение кровообращения, инсульт;
  • травматическое поражение мозга;
  • абсцесс в мозге;
  • последствия эпилепсии, при которых эпилептический очаг нарушает нормальное функционирование мозга;
  • отравление тяжелыми металлами или ядами;
  • заболевания, связанные с распадом миелина – белка, который обеспечивает проведение нервных импульсов по волокнам;
  • дегенеративные заболевания мозга, связанные с разрушением его структуры, развитием слабоумия и прочими неврологическими симптомами.


Точно назвать причину афазии можно только по результатам комплексного обследования пациента и изучения основного заболевания.

Симптоматика и классификация


Поражение различных участков мозга, отвечающих за формирование речи, дает характерные симптомы афазии:

  • при сенсорной афазии отмечается поражение височной доли коры мозга и расположенных рядом проводящих путей. Основной признак афазии в данном случае – сложность слухового восприятия собственной речи, когда пациент не понимает, что он говорит. Речь носит бессвязный характер, многословна и явно избыточна, указывая на желание пациента донести свою мысль до окружающих;
  • при моторной афазии повреждения локализуются в лобной части и проводящих путей, связывающих эту долю с другими частями коры мозга. При сохранении сознания пациента он не может начать говорить и не способен сформировать правильную речь. Она носит отрывистый характер, скудна, при этом пациент понимает слова, обращенные к нему окружающими;
  • при семантической афазии повреждения чаще локализованы в теменной коре мозга и расположенных рядом нервных окончаниях. Заболевание характеризуется затрудненным пониманием сложных понятий и неспособностью к их объяснению на фоне возможности пациента вести полноценный диалог;
  • амнестическая афазия связана с повреждением внутренней структуры височных долей мозга. Пациент сохраняет способность вести диалог, но затрудняется назвать предмет самостоятельно и может сделать это только при подсказке.

Виды


В зависимости от степени выраженности заболевания врач может диагностировать:

  • частичную афазию, при которой полноценная речь чередуется с заметными нарушениями;
  • тотальную афазию, при которой речь имеет значительные нарушения и требует корректировки.

Осложнения при афазии


При отсутствии своевременного лечения и контроля специалистов афазия может вызвать:

  • стойкое нарушение, при котором отмечается непонимание обращенных слов и неспособность формировать собственную речь;
  • проблемы с социальной адаптацией из-за невозможности общаться и наладить контакт с окружающими.

Методы диагностики различных форм


На первом осмотре специалист изучает анамнез пациента и собирает его жалобы на самочувствие: продолжительность патологии, характерные ощущения, предшествующие события и т.д. При невозможности пациента описать свои проблемы к процессу диагностики привлекаются родственники. Дальнейшие диагностические мероприятия включают в себя:

  • тщательный неврологический осмотр: исследование речевых нарушений, оценка асимметрии лица, опущение уголка рта, неполное зажмуривание век, отклонение языка, слабость в конечностях и изменение природы рефлексов;
  • осмотр у логопеда с целью уточнить характер нарушения речи и спланировать мероприятия по ее дальнейшей корректировке;
  • электроэнцефалографию для оценки активности различных участков мозга и ее изменений под воздействием различных заболеваний;
  • компьютерную или магнитно-резонансную томографию, уточняющую послойное строение головного мозга, выявляющую возможные нарушения и наличие следов кровоизлияний, воспалений, опухолевых процессов и т.д.;
  • магнитно-резонансную ангиографию для уточнения целостности сосудов и обнаружения аневризмов, стенозов, окклюзий и прочих сосудистых нарушений.

Способы лечения


Справиться с патологией позволяет сочетание медикаментозных и оперативных методов лечения:

  • хирургическое удаление опухолевого участка, тканей с последствиями кровоизлияния или гнойного содержимого;
  • антибактериальная терапия;
  • прием противосудорожных препаратов для профилактики эпилептических приступов;
  • прием препаратов для нормализации артериального давления, мозгового кровотока и обмена веществ.


Обязательной частью терапии являются занятия с логопедом для коррекции речевых нарушений.

Профилактика


Избежать развития стойких речевых патологий можно благодаря следующим мерам:

  • контроль артериального давления для исключения нарушения мозгового кровообращения;
  • своевременное лечение заболеваний, связанных с патологиями головного мозга;
  • обращение за медицинской помощью при первых признаках нарушения речи.

Вопрос-Ответ


Каким поражением мозга обусловлена афазия?


Поражение мозга при афазии может иметь различный характер: травматический, неврологический, онкологический и т.д. Спровоцировать заболевание может травма головы, развитие опухолевого процесса, появление эпилептических очагов, кровоизлияние или нагноение тканей, а также нарушение структуры проводящих волокон между отдельными участками мозговой коры.


Чем опасна афазия?


Добровольный отказ пациента от обследования и лечения при признаках афазии может стать причиной необратимых нарушений в речи, которые не подлежат коррекции или потребуют длительной реабилитации. Кроме того, пациент будет испытывать значительные сложности при общении, и его социализация может стать невозможной из-за отсутствия речевого контакта.


Можно ли самостоятельно вылечить афазию?


Справиться с проблемой «в домашних условиях» не удастся. Заболевание требует устранения основной причины в структуре мозга и дальнейшей коррекции с помощью медикаментов и регулярных занятий с логопедом. Часто пациентам с афазией показано хирургическое вмешательство, по результатам которого можно говорить о перспективах дальнейшего лечения.

Апраксия речи у детей. Симптомы и причины

Обзор

Апраксия речи у детей (CAS) — это необычное речевое расстройство, при котором ребенку трудно делать точные движения при разговоре.

В CAS мозг изо всех сил пытается разработать планы речевых движений. При этом заболевании речевые мышцы не слабы, но они не работают нормально, потому что мозгу трудно направлять или координировать движения.

Чтобы говорить правильно, мозг вашего ребенка должен научиться составлять планы, которые сообщают его речевым мышцам, как двигать губами, челюстью и языком таким образом, чтобы в результате произносились точные звуки и слова с нормальной скоростью и ритмом.

CAS часто лечат с помощью логопеда, при котором дети практикуют правильное произношение слов, слогов и фраз с помощью логопеда.

Симптомы

У детей с детской апраксией речи (CAS) может быть много речевых симптомов или характеристик, которые различаются в зависимости от их возраста и серьезности речевых проблем.

CAS может быть связан с:

  • Отсроченное начало первых слов
  • Ограниченное количество произносимых слов
  • Способность образовывать только несколько согласных или гласных звуков

Эти симптомы обычно наблюдаются в возрасте от 18 месяцев до 2 лет и могут указывать на подозрение на CAS .

По мере того, как дети начинают больше говорить, обычно в возрасте от 2 до 4 лет, характеристики, которые, вероятно, указывают на CAS , включают:

  • Искажения гласных и согласных
  • Разделение слогов в словах или между ними
  • Ошибки озвучивания, например «пирог» звучит как «до свидания»

Многим детям с CAS трудно поставить челюсти, губы и язык в правильное положение, чтобы издать звук, и им может быть трудно плавно перейти к следующему звуку.

Многие дети с CAS также имеют языковые проблемы, такие как ограниченный словарный запас или трудности с порядком слов.

Некоторые симптомы могут быть уникальными для детей с CAS и могут быть полезны для диагностики проблемы. Однако некоторые симптомы CAS также являются симптомами других типов речи или языковых расстройств. Диагностировать CAS сложно, если у ребенка есть только симптомы, которые обнаруживаются как в CAS , так и при других типах речевых или языковых расстройств.

Некоторые характеристики, иногда называемые маркерами, помогают отличить CAS от других типов нарушений речи. Те, которые особенно связаны с CAS , включают:

  • Проблемы с плавным переходом от одного звука, слога или слова к другому
  • Ощупывание челюстью, губами или языком для правильного воспроизведения звуков речи
  • Искажения гласных, например, попытка использовать правильную гласную, но произносит ее неправильно
  • Использование неправильного ударения в слове, например, произнесение слова «банан» как «BUH-nan-uh» вместо «buh-NAN-uh»
  • Использование одинакового ударения на всех слогах, например, «BUH-NAN-UH»
  • Разделение слогов, например, пауза или разрыв между слогами
  • Несогласованность, например, разные ошибки при попытке повторить одно и то же слово во второй раз
  • Сложность подражания простым словам
  • Непоследовательные ошибки при озвучивании, например слово «вниз» вместо «город»

Другие характеристики наблюдаются у большинства детей с речевыми или языковыми проблемами и не помогают отличить CAS .Характеристики, наблюдаемые как у детей с CAS , так и у детей с другими типами речи или языковых расстройств, включают:

  • Меньше лепет или меньше звуков голоса, чем обычно в возрасте от 7 до 12 месяцев
  • Позднее произнесение первых слов (в возрасте от 12 до 18 месяцев)
  • Использование ограниченного количества согласных и гласных
  • Часто пропускание (пропуск) звуков
  • Использование речи, которую трудно понять

Другие расстройства речи иногда путают с CAS

Некоторые расстройства речи часто путают с CAS , потому что некоторые характеристики могут совпадать.Эти нарушения звука речи включают нарушения артикуляции, фонологические нарушения и дизартрию.

Ребенок, которому трудно научиться издавать определенные звуки, но который не имеет проблем с планированием или координацией движений, чтобы говорить, может иметь артикуляционное или фонологическое расстройство. Артикуляционные и фонологические нарушения встречаются чаще, чем CAS .

Артикуляционные или фонологические речевые ошибки могут включать:

  • Замена звуков, таких как «фум» вместо «большой палец», «ваббит» вместо «кролик» или «туп» вместо «чашка»
  • Пропуск (опускание) заключительных согласных, таких как «да» вместо «утка» или «э-э» вместо «вверх»
  • Остановка воздушного потока, например, произнесение «тун» вместо «солнце» или «ду» вместо «зоопарк»
  • Упрощение звуковых комбинаций, например, произнесение «тинг» вместо «струна» или «туман» вместо «лягушка».

Дизартрия — это расстройство моторной речи, которое возникает из-за слабости, спастичности или неспособности контролировать речевые мышцы.Сложно произносить звуки речи, потому что речевые мышцы не могут двигаться так далеко, быстро или так сильно, как обычно. У людей с дизартрией также может быть хриплый, мягкий или даже напряженный голос, невнятная или медленная речь.

Дизартрию часто легче идентифицировать, чем CAS . Однако, когда дизартрия вызвана повреждением определенных областей мозга, влияющих на координацию, может быть трудно определить различия между CAS и дизартрией.

Причины

Детская апраксия речи (CAS) имеет ряд возможных причин, но во многих случаях причину определить невозможно.Часто врачи не замечают проблемы в мозгу ребенка с CAS .

CAS может быть результатом мозговых (неврологических) состояний или травм, таких как инсульт, инфекции или черепно-мозговые травмы.

CAS может также возникать как симптом генетического нарушения, синдрома или метаболического состояния. Например, CAS чаще встречается у детей с галактоземией.

CAS иногда называют апраксией развития.Однако дети с CAS не обязательно вырастают из CAS по мере развития. У многих детей с задержкой речи или нарушениями развития дети следуют обычным схемам в развитии речи и звуков, но они развиваются медленнее, чем обычно.

Дети с CAS не делают типичных звуковых ошибок развития. Им нужна логопедия, чтобы добиться максимального прогресса.

Факторы риска

Нарушения в гене FOXP2, по-видимому, увеличивают риск апраксии речи у детей (CAS) и других расстройств речи и языка.Ген FOXP2 может участвовать в развитии определенных нервов и проводящих путей в головном мозге. Исследователи продолжают изучать, как отклонения в гене FOXP2 могут влиять на координацию движений и обработку речи и языка в мозге.

Осложнения

Многие дети с детской апраксией речи (САР) имеют другие проблемы, которые влияют на их способность к общению. Эти проблемы не связаны с CAS , но их можно увидеть вместе с CAS .

Симптомы или проблемы, которые часто присутствуют вместе с CAS , включают:

  • Задержка языка, например трудности с пониманием речи, ограниченный словарный запас или трудности с использованием правильной грамматики при объединении слов во фразу или предложение
  • Задержки умственного и моторного развития и проблемы с чтением, правописанием и письмом
  • Трудности с крупной и мелкой моторикой или координацией
  • Гиперчувствительность, при которой ребенку могут не нравиться некоторые текстуры одежды или текстура определенных продуктов, или ребенку может не нравиться чистка зубов.

Профилактика

Диагностика и лечение детской апраксии речи на ранней стадии могут снизить риск длительного сохранения проблемы.Если у вашего ребенка проблемы с речью, рекомендуется попросить речевого патолога оценить вашего ребенка, как только вы заметите какие-либо проблемы с речью.

Приобретенная афазия детства с акцентом на Ландау-Клеффнера

Содержание

1 Введение
1.1 Приобретенная афазия в детстве

2 Синдром Ландау-Клеффнера
2.1 Приобретенная афазия в LKS
2.2 Нарушение электроэнцефалограммы

3 Этиология

4 Терапия

5 Прогноз

6 Сравнение ЛКС с другими формами приобретенной детской афазии

7 Заключение

8 Список цитируемых работ

1 Введение

«Афазия — это неврологический термин, обозначающий любое языковое расстройство, возникающее в результате повреждения мозга, вызванного болезнью или травмой». 1 Заболевание встречается не только у взрослых, но также может возникать у детей.Утрата способности понимать и воспроизводить язык может стать серьезной катастрофой для детей и иметь огромные последствия для всей их жизни, даже если через некоторое время речь будет восстановлена. 2 Поэтому удивительно, как мало известно об этом предмете и насколько противоречиво он обсуждается в литературе. В этой статье рассматривается приобретенная детская афазия с акцентом на синдроме Ландау-Клеффнера , при котором афазия сочетается с эпилепсией. Синдром Ландау-Клеффнера будет обсуждаться в отношении симптомов, этиологии, терапии и прогноза.Более того, его будут сравнивать с другими формами приобретенной детской афазии.

1.1 Приобретенная афазия в детстве

Расстройства речи у детей можно разделить на две группы: нарушения развития речи (например, заикание) и афазия. Первые возникают до появления языка и могут иметь множество различных причин. Последние можно подразделить на врожденную афазию и приобретенную афазию. Врожденная афазия возникает в пренатальном или перинатальном периоде, тогда как приобретенная афазия всегда возникает в постнатальном периоде. 3 Эта статья будет посвящена приобретенной афазии в детстве. Это определяется как «ухудшение речевой деятельности в результате поражения головного мозга». 4 Таким образом, приобретенная афазия — это снижение или потеря языковых функций, которые были приобретены ранее. Следовательно, изучение языка должно быть завершено (хотя бы частично). Лингвистические симптомы могут включать все части языка (то есть фонологию, морфологию, семантику, синтаксис и лексику). Это может повлиять как на рецептивные, так и на продуктивные языковые навыки, и у ребенка могут быть проблемы не только со спонтанной речью, но и с алфавитным расположением и повторением слов и предложений.Состав и тяжесть различных симптомов различаются и зависят от индивидуальных факторов, таких как причина поражения мозга. 5 У детей наиболее частой причиной приобретенной афазии является структурное поражение головного мозга в результате черепно-мозговой травмы (80%). Другими причинами являются инфекционные заболевания (например, менингит), внутримозговые опухоли и, в некоторых редких случаях, нарушения мозгового кровообращения (которые очень часто встречаются при афазии у взрослых). 6

Долгое время считалось, что прогноз для детей с афазией хороший и что у всех детей восстановятся языковые способности; предположение, от которого пришлось отказаться.Прогноз зависит от этиологии, возраста ребенка, вида афазии, а также степени и локализации поражения, причем последнее является наиболее важным фактором. 7 Кричли различает очаговые и диффузные поражения, а также статические (например, эмболия), регрессивные (например, травмы) и прогрессирующие (например, опухоли) степени поражения. Он предполагает, что очаговые непрогрессирующие поражения редко сопровождаются стойкими дефектами речи. Поэтому прогноз для таких случаев сравнительно хороший.Кроме того, он утверждает, что самые тяжелые случаи — это диффузные и прогрессирующие поражения, за которыми в большинстве случаев следуют стойкие дефекты речи. 8 Следовательно, стандартный прогноз для всех случаев афазии не может быть принят, но Леннеберг указывает, что прогноз тем лучше, чем младше ребенок. Если афазия начинается до полового созревания, шансы на выздоровление намного выше, чем после. 9

2 Синдром Ландау-Клеффнера

В 1957 году невролог Уильям М.Ландау и педагог Франк Р. Клеффнер наблюдали за шестью детьми, которые все страдали приобретенной афазией и какой-то разновидностью эпилепсии, и обнаружили синдром, который они назвали Синдром приобретенной афазии с судорожными расстройствами у детей . 10 В настоящее время этот синдром чаще всего называют синдромом Ландау-Клеффнера (ЛКС). Это редкое заболевание (около 160 случаев до 1985) 11 и в литературе обсуждается спорно, таким образом, четкое определение не может быть принято. 12 Таким образом, цель данной статьи — дать обзор LKS; незначительные отклонения, на которые указывают некоторые исследователи, не принимаются во внимание.

Синдром Ландау-Клеффнера встречается исключительно у детей, время начала — в возрасте от двух до тринадцати лет. Тем не менее взрослые могут пострадать от последствий болезни. Кроме того, мальчики в два раза чаще заражаются ЛКС, чем девочки. 13 Основными симптомами синдрома Ландау-Клеффнера являются приобретенная афазия и аномальная электроэнцефалограмма (дальнейшее описание этих двух симптомов можно найти в следующих главах). 14 «Ребенок, у которого было хорошее здоровье, без неврологических отклонений или известной патологии головного мозга, утрачивает способность понимать речь и использовать ее.” 15 Эта неспособность может возникнуть внезапно (75% всех детей, страдающих ЛКС) или постепенно. 16 Поскольку других неврологических признаков нет, вначале часто возникает подозрение на глухоту, но ребенок не слышит, поэтому диагноз необходимо скорректировать. 17 Невербальный интеллект ребенка не нарушен. Следовательно, очевидно расхождение между вербальными и невербальными интеллектуальными способностями. 18 Более того, у детей часто наблюдаются поведенческие расстройства, такие как агрессивность, гиперактивность и дефицит внимания. 19

2.1 Приобретенная афазия в LKS

Приобретенную афазию при ЛКС можно разделить на две группы. В одну группу входят те дети, у которых изначально возникли проблемы с пониманием речи (рецептивная афазия). Поскольку 90% всех детей, страдающих ЛКС, относятся к этой группе 20 , исследования сосредоточены на ней, а иногда ЛКС даже сводят к этой группе. «Дефект языковой функции обычно представляет собой вербально-слуховую агнозию с неспособностью понимать язык из-за дефекта фонологического декодирования. 21 Мальчик, восстановивший лингвистические способности, объясняет, что внезапно он не может понимать, что говорят люди, и все звучит как «бла, бла, бла». За словесно-слуховой агнозией следует быстрое сокращение спонтанной речи, что может привести к ее полной потере. 22

Вторая группа — это те дети, у которых нарушения в основном связаны с речью и у которых нет проблем с ее пониманием. 23 В прошлом эта группа не привлекала особого внимания, поэтому необходимо провести дальнейшие исследования в отношении причин, прогноза и терапии.

2.2 Нарушение электроэнцефалограммы

Электроэнцефалография измеряет электрическую активность головного мозга. 24 У всех детей с ЛКС ​​наблюдаются отклонения от нормы электроэнцефалограммы (ЭЭГ). У них бывают судороги как в левом, так и в правом полушарии, которые более часты и интенсивнее во время сна. 25 Эпилептические припадки в EGG (также называемые латентной эпилепсией) проявляются у всех детей, страдающих ЛКС. Кроме того, от 70 до 80 процентов детей, страдающих ЛКС, не только страдают латентной эпилепсией, но и имеют наблюдаемые клинические приступы.Таким образом, у детей не обязательно должна быть клиническая эпилепсия, но она очень распространена. 26

Существует важное обсуждение взаимосвязи между эпилепсией и афазией. Исследователи спорят о том, являются ли оба симптома независимыми причинами или следствием одной и той же церебральной дисфункции. В основном есть две гипотезы. Один утверждает, что между афазией и эпилепсией существует прямая связь. Исследователи выяснили, что в некоторых случаях улучшение эпилептической активности приводит к уменьшению афазии.Они делают вывод, что афазия является следствием эпилепсии. Однако другие обнаружили обратное. Даже когда аномалии ЭЭГ полностью исчезают, дефекты речи остаются неулучшенными. 27 Таким образом, они «предполагают, что аномалия ЭЭГ при этом синдроме является эпифеноменом, лежащим в основе патологии областей мозга, связанных с речью, а не причиной речевой аномалии». 28 Проблема пока не решена; однако в настоящее время в основном предполагается, что возникновение электрических приступов во время сна влияет на течение афазии.Тем не менее, исследователи предполагают, что исчезновение судорог никак не сказывается на восстановлении речевых функций. 29

[…]


1 Виктория Фромкин, Роберт Родман и Нина Хьямс, Введение в язык , 7-е изд. (Бостон: Thomson Heile, 2003) 37.

2 Нил Гордон, «Приобретенная афазия в детстве: синдром Ландау-Клеффнера», Медицина развития и детская неврология 32 (1990): 270.

3 Катарина Рупп, «Die erworbene Aphasie im Kindesalter: Eine katamnestische Untersuchung», магистерская диссертация, Universität Bielefeld, 2006 г., 39-40, 20 июля 2007 г. .

4 Macdonald, Critchley, Афазиология и другие аспекты языка (Лондон: Арнольд, 1970) 278.

5 Рупп 29-30.

6 Рупп 42-43.

7 Анжелика Ротер, «Kindliche Aphasien», L.O.G.O.S. Interdisziplinär 2 (2005): 92, 20 июля 2007 г. .

8 Кричли 280.

9 Ротер (2001) 55.

10 Анжелика Ротер, «Синдром Ландау-Клеффнера», Aphasie und verwandte Gebiete 1 (2001): 19-27, 20 июля 2007 г. .

11 Гордон 270.

12 Анжелика Ротер, «Синдром Даса Ландау-Клеффнера», дипломная работа, Рейниш-Вестфальская техническая школа Ахена, 1995, 10, 20 июля 2007 г. .

13 Ротер (1995) 10-11.

14 Ротер (1995) 7.

15 Гордон 271.

16 Ротер (1995) 58.

17 Гордон 271.

18 Ротер (2001) 19-27.

19 Ротер (1995) 23-24.

20 Ротер (1995) 64-65.

21 Гордон 271.

22 Ротер (1995) 64-65.

23 Ротер (1995) 65.

24 «Электроэнцефалограмма», Британская энциклопедия , CD-ROM, 3 диска (Лондон: Британская энциклопедия (Великобритания), 2004).

25 Ротер (1995) 14.

26 Ротер (1995) 17-20.

27 Ротер (1995) 21-22.

28 qtd. in Rother (1995) 22.

29 Ротер (1995) 22.

Исследование выживших после рака в детстве: обзор

Доктор.Грег Армстронг, главный исследователь исследования выживших после рака в детстве, с участником исследования.

Кредит: Детская исследовательская больница Св. Иуды

По оценкам, в 2016 году в США было 15,5 миллиона человек, перенесших рак. По состоянию на 2015 год по крайней мере 429000 из этих выживших впервые были диагностированы, когда им было меньше 20 лет. Достижения в лечении рака означают, что сегодня 84 процента детей, у которых диагностирован рак, живы по крайней мере через пять лет после постановки диагноза.Многие в конечном итоге будут считаться вылеченными. Как следствие, растет интерес к долгосрочному здоровью этих выживших.

Проблемы со здоровьем, которые развиваются спустя годы из-за лечения рака, известны как поздние эффекты. (Для получения дополнительной информации см. «Поздние эффекты лечения детского рака».) Исследование выживших после детского рака (CCSS), финансируемое Национальным институтом рака и другими организациями, было начато в 1994 году для лучшего понимания этих поздних эффектов, увеличения выживаемости, и минимизировать вредное воздействие на здоровье.Грег Армстронг, доктор медицины, магистр наук, из Детской исследовательской больницы Св. Джуда в Мемфисе, штат Теннеси, является главным исследователем этого исследования. Список участвующих исследовательских центров можно найти на сайте CCSS.

Первоначально в этом долгосрочном ретроспективном когортном исследовании участвовали центры в США и Канаде, выжившие после рака в детстве, диагностированные между 1970 и 1986 годами. Было опрошено более 14000 выживших, и под их наблюдением были выявлены долгосрочные результаты для здоровья.Кроме того, около 4000 их братьев и сестер были привлечены для сравнения. В связи со значительными изменениями в терапии детей, больных раком, за последние 30 лет, для исследования была также задействована вторая группа из примерно 10 000 выживших, у которых был диагностирован диагноз между 1987 и 1999 гг., И примерно 1 000 их братьев и сестер. Таким образом, когорта CCSS включает трех десятилетий выживших онкологических заболеваний у детей и подростков.

Исследователи собрали информацию из медицинских записей выживших о первичном лечебном воздействии, которое включало хирургическое вмешательство, лучевую терапию, химиотерапию или комбинацию методов лечения.

CCSS — отличный ресурс для разработки, тестирования и распространения стратегий вмешательства. Было завершено несколько рандомизированных интервенционных исследований среди групп выживших в детском раке из группы высокого риска (например, исследования по скринингу на рак груди, сердечно-сосудистому скринингу, скринингу на рак кожи и отказу от курения). Основой для всех этих исследований послужили исследования на основе CCSS. Продолжаются интервенционные исследования для снижения ожирения у лиц, переживших острый лимфобластный лейкоз, а также для уменьшения недиагностики и недостаточного лечения традиционных сердечно-сосудистых факторов риска, включая гипертензию, сахарный диабет и дислипидемию.Недавно было начато третье интервенционное исследование для улучшения скрининга рака груди с помощью маммографии и МРТ груди.

Исследователи, изучавшие данные CCSS, определили ряд потенциальных поздних эффектов, включая преждевременную менопаузу, инсульт и последующие виды рака. По мнению экспертов, выжившие в детском возрасте пациенты с раком должны получить долгосрочное наблюдение со стороны врачей, которые знают о подобных осложнениях. Для решения этой проблемы Группа детской онкологии (COG) подготовила ресурс для врачей под названием «Рекомендации по долгосрочному наблюдению за больными раком в детском, подростковом и молодом возрасте».

В приведенный ниже список включены ссылки на рефераты журналов и статьи только по некоторым из самых последних исследований, опубликованных с использованием данных CCSS. Более полный список можно найти на сайте CCSS.

Общая информация о поздних эффектах лечения рака у детей и подростков

  • Связь упражнения со смертностью взрослых, переживших рак в детском возрасте
    (3 июня 2018 г., JAMA Oncology; см. Аннотацию в журнале)
  • «Привязка к работе» среди лиц, длительное время переживших детский рак: отчет исследования
    выживших после детского рака (1 мая 2018 г., JAMA Oncology; см. Аннотацию журнала)
  • Оценка медицинского страхования характеристик и влияние на расходы, беспокойство и доступ к медицинскому обслуживанию: отчет
    исследования выживших после рака у детей (декабрь 2017 г., JAMA Internal Medicine; см. Статью в журнале)
  • Влияние временных изменений терапевтического воздействия на самооценку состояния здоровья детей, переживших рак
    (17 января 2017 г., Annals of Internal Medicine; см. Аннотацию журнала)
  • Исследование выживших после рака в детстве среди меньшинств : позиционный документ из исследования выживших после рака в детстве
    (1 августа 2016, Рак; см. Статью в журнале)
  • Расовые / этнические различия в неблагоприятных исходах среди детей, переживших рак: Исследование выживших после детского рака
    (10 мая 2016 г., Журнал клинической онкологии; см. Статью в журнале)
  • Снижение поздней смертности среди пятилетних лиц, переживших детский рак
    (3 марта 2016 г., Медицинский журнал Новой Англии; см. Статью в журнале)

Последующие онкологические заболевания и другие медицинские проблемы

  • Гипотиреоз после лучевой терапии рака у детей: отчет исследования выживших после детского рака
    (август 2018 г., Радиационные исследования; см. Аннотацию в журнале)
  • Смертность, связанная с поздней инфекцией у лиц, переживших аспленический рак в детском возрасте: отчет исследования выживших после детского рака
    (1 июня 2018 г., Журнал клинической онкологии; см. Аннотацию в журнале)
  • Прогнозирование ишемической болезни сердца и инсульта у лиц, переживших рак в детском возрасте
    (1 января 2018 г., Журнал клинической онкологии; см. Аннотацию журнала)
  • Общегеномное ассоциативное исследование выявляет локусы восприимчивости, которые изменяют связанный с облучением риск рака груди после рака у детей
    (1 ноября 2017 г., Журнал Национального института рака; см. Статью в журнале)
  • Финансовое бремя у лиц, переживших рак в детском возрасте: отчет
    исследования выживших после рака в детском возрасте (20 октября 2017 г., Журнал клинической онкологии; см. Аннотацию в журнале)
  • Заболеваемость и смертность, связанные с менингиомой после краниальной лучевой терапии: отчет исследования выживших после рака
    (10 мая 2017 г., Журнал клинической онкологии; см. Статью в журнале)
  • Временные тенденции в лечении и последующего риска новообразований среди 5-летних выживших после детского рака, 1970-2015 гг.
    (фев.28, 2017, Журнал Американской медицинской ассоциации; статью в журнале)
  • Риск рака молочной железы у выживших после рака грудной клетки без лучевой терапии грудной клетки в анамнезе: отчет из исследования выживших после рака груди (CCSS)
    (20 марта 2016 г., Журнал клинической онкологии; см. Статью в журнале)

Репродуктивные осложнения

  • Нехирургическая преждевременная менопауза и репродуктивные последствия у лиц, переживших рак в детском возрасте: отчет по исследованию выживших после детского рака
    (1 марта 2018 г., Рак; см. Аннотацию в журнале)
  • Беременность после химиотерапии у мужчин и женщин, переживших детский рак, пролеченных в период с 1970 по 1999 год: отчет когорты
    исследования выживших после детского рака (май 2016 г., Lancet Oncology; см. Статью в журнале)

Психосоциальные проблемы

  • Социальная адаптация у подростков, переживших опухоли центральной нервной системы у детей: отчет из исследования
    выживших после рака (Epub, 1 августа 2018 г., Рак; см. Аннотацию в журнале)
  • Восприятие будущего здоровья и риска рака у взрослых, переживших рак в детском возрасте: отчет исследования
    выживших после детского рака (август 2018 г., Рак; см. Аннотацию в журнале)
  • Страхование, хронические заболевания и использование первичных и специализированных амбулаторных услуг : Отчет об исследовании выживших после рака в детстве
    (октябрь 2018 г., Journal of Cancer Survivorship; см. Аннотацию в журнале)
  • Хронические состояния здоровья и нейрокогнитивные функции у пожилых людей, переживших рак в детском возрасте: отчет исследования
    выживших после рака в детском возрасте (1 апреля 2018 г., Журнал Национального института рака; см. Аннотацию журнала)
  • Поведенческие, социальные и эмоциональные симптомы сопутствующих заболеваний и профилей у подростков, переживших рак в детском возрасте: отчет исследования выживших после рака детства (CCSS)
    (1 октября 2016 г., Журнал клинической онкологии; см. Статью в журнале)
  • Когнитивные, поведенческие и академические функции у подростков и молодых людей, переживших острый лимфобластный лейкоз в детском возрасте: отчет
    (14 сентября 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *