HomeРазноеЗадание на внимание для детей 10 лет: Развитие внимания 6-7 лет. Задания и игры. |

Задание на внимание для детей 10 лет: Развитие внимания 6-7 лет. Задания и игры. |

Содержание

Развитие внимания 6-7 лет. Задания и игры. |

Перед тем как ребенку пойти в школу надо, чтобы у него было сформировано произвольное внимание. Необходимо, чтобы ребенок мог концентрироваться на том, что надо сделать, а не только на том, что ему хочется делать.  Развивать внимание стоит для того чтобы ребенку дальше, в школе, было легче учиться и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние явления.  


Для быстрого перехода нажмите название

Занимайтесь с детьми в игровой форме. Желательно, чтобы ребенку было интересно и занимательно.  

Продолжительность занятия, не более 25 мину. Оптимальный вариант это 20-25минут. Свыше этого времени ребенок начнет отвлекаться, терять интерес, зевать и т.п. В этом возрасте дети еще не могу долго сидеть на одном месте.

Очень важно во время игр-занятий хвалить малыша и подбадривать. Комментируйте и подсказывайте, если это потребуется. Добавляйте в игру любимых персонажей, меняйте среду и предметы занятий.

Развитие внимания для детей 6-7 лет.

Приведенные ниже методики используются в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми.


Упражнения – игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Найди два одинаковых предмета из многих похожих картинок.
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ

Еще больше картинок с заданиями «Найди одинаковый предмет»


Найди отличия на картинках.
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ

Другие варианты «Найди отличия»


Лабиринты или путаницы.
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ

Выбрать еще лабиринты


Покажи что нарисовано на картинке
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ

Еще задания «Найди предметы на картинке»


Дорисуй узор
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ

Другие варианты «Повтори и дорисуй узор»


Объедини предметы в группу
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ

Посмотрите другие варианты «Объедини предметы в группы»


Для тренировки распределения внимания отлично подходит «Рисуем двумя руками одновременно»
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ
  • УВЕЛИЧИТЬ,
    СКАЧАТЬ,
    РАСПЕЧАТАТЬ

Занятие » Развиваем память, мышление и внимание»


 


Коррекционное занятие включает задания и упражнения :


• на развитие свойств внимания;


• на развитие объема механической и смысловой памяти;


• отвлечённую ориентировку в пространстве;


• пространственную ориентировку в листе бумаги;


• на обучение самоконтролю;


• на развитие произвольности;


Задачи:


  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и   устойчивость;

  • развивать слуховую и зрительную память;

  • развивать целостность восприятия

  • — развитие концентрации внимания;

  • — развитие мелкой моторики;

  • — развитие мышления


Личностные и метапредметные результаты освоения занятия.


Данное  занятие позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):


Регулятивные — обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста.


Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;


Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


  1. Упражнение «Составь слова». 5 мин


Составить слова, соединив  слоги ( использование картинок и словаря, для объяснения слов)
 





     ЗА
 



    СОВ    



     РЯД



    МОК



     НОС



     БЕГ
 



     КАТ



    ЛИВ



    ВОД



    ГОН


 


  1. Упражнение «Рисуем по памяти узоры». 5 мин


       На листе бумаги нарисован узор  ( прил 2). Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях. Взаимопроверка.


3. «Будь внимательным» 2 мин


Цель: развитие внимания и навыков ориентировки в пространстве (схема тела).


Описание. Ребенок выполняет движения в соответствии с командами взрослого:  покажи на доске правый верхний угол , попрыгай на левой ноге, дотронься до левого уха,  дотронься до правого уха ,покажи левый нижний угол,  дотронься до носа, покажи правый нижний угол, потопай двумя ногами.


 


4. Упражнение «Разноцветный коврик». 5 мин


     У каждого ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.


Педагог диктует задание:


  • Нарисуйте в центре листа большой оранжевый круг и закрасьте его.

  • В правом верхнем углу – красный квадрат.

  • В левом нижнем углу – оранжевый квадрат.

  • В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрасьте его

  • В верхнем левом углу – красный овал.

  • Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник.


 


5. «Танграм»


      Дети составляют фигуры по образцу.


 


 


6.  «Не пропусти животное» 5 мин


 


Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее животное.


Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.


 


стол, книга, лошадь, стул,  ви­ноград, собака, ножницы, книга, окно, кошка, сапоги, коза, стекло,  дерево, ко­вер, лев,  тигр, кровать, тет­радь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь,  масло, пальто, белка.


 Дополнительные задания


 


1. «Что нарисовано?»


Цель: развитие умения использовать при восприятии свой про­шлый опыт и знания.


Дидактический материал: набор карточек (4—10 шт.) с незавершенными изображениями знакомых ребенку предметов, живот­ных и т.д. (прил.1)


Описание задания. Психолог поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудня­ется с ответом, можно предложить ему помощь.


 


2. Упражнение «Бывает – не бывает».


     Дети  сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.


     Ситуации:          


                        Поезд летит по небу.


                        Человек вьет гнездо.


                        Собака хочет есть.


                        Почтальон принес письмо


                        Бегемот залез на дерево.


                        Дом пошел гулять.


                        На березе выросли шишки.


                        Волк бродит по лесу


                        В кастрюле варится чашка.


                        Кошка гуляет по крыше.


                        Лодка плывет по небу.


                        Девочка рисует домик.


                        Домик рисует девочку.


 


 


 


Материалы к заданию «Что нарисовано ?» Приложение 1


 


 


Приложение 2 Упражнение «Рисуем по памяти узоры»


 Приложение к заданию 1 « Составь слова»


 

Упражнение на внимание для детей и взрослых

Концентрация внимания – это способность сосредотачиваться на одном конкретном предмете или деле. Сначала кажется, что это довольно просто, однако, сделав хотя бы одно упражнение на внимание, можно убедиться в обратном. К примеру, попробуйте, не закрывая глаза посчитать до 50 и думать только о счете. Кажется, что это так просто… Но на деле все оказывается совершенно по-другому. Мысли начинают путаться, и человек, хоть и продолжает считать, уже давно задумался о другом. Лишь некоторые способны концентрировать внимание на одном предмете или деле и не отвлекаться. Как же развить в себе этот навык?

Самое простое упражнение на внимание

В первую очередь не лишним будет выяснить, действительно ли вы рассеянный человек. Давайте выполним такое упражнение на внимание: постарайтесь вспомнить вчерашний день в деталях. Важно отметить самые мелкие моменты дня: с каким настроением вы проснулись, кто утром звонил или приходил, и о чем вы разговаривали, какие мысли вас посещали весь день. Если вспомнить все эти мелочи не составит вам труда – у вас отличная память и хорошая концентрация

Зачастую людям сложно вспомнить все детали дня, потому что наше внимание сконцентрировано не на них. Молодая мама заваривает себе утром кофе, но думает абсолютно не о нем. Ее мысли заняты многими вещами: что приготовить на завтрак, в каком магазине сделать покупки, чем удивить супруга вечером.

Одним из самых простых упражнений является упражнение на внимание в течение дня. Постарайтесь не отвлекаться от того, чем вы непосредственно заняты. То есть если вы делаете кофе, думайте только о нем. Такие мелочи научат вас сосредотачивать свое внимание на конкретных вещах.

Упражнения «Кинолента» и «Расслабление»

После того как вы научитесь концентрироваться на том, чем занимаетесь в определенное время, не лишним будет научиться выполнять задания «Кинолента» и «Расслабление». Это очень действенные упражнения на концентрацию внимания.

Суть первого заключается в том, чтобы вспомнить, как вы провели день. Вечером примите удобное положение и поразмыслите о своем времяпрепровождении. Если вы в течение дня хорошо концентрировали внимание на деталях и думали только о том, чем занимались в конкретное время, это упражнение будет для вас легким.

Далее можно приступить и ко второму заданию.

Начните мысленно расслаблять все части тела, от ступней и до головы. Представьте, что каждая клеточка вашего тела не напряжена. Переключите внимание на правую ступню ноги. Почувствуйте ее, а затем представьте, как она расслабляется. Так следует проделать со всеми частями тела. Кроме того что эти упражнения для памяти и внимания взрослым помогают улучшить концентрацию, они еще и отлично расслабляют все тело.

Групповые упражнения

Тренировать внимание можно как одному, так и в группе. В коллективе это делать еще проще и интереснее. Таким образом упражнения превращаются в увлекательную игру. Предложите сыграть в нее своей семье — и отличное времяпрепровождение гарантировано. Такие игры хорошо подходят для развития внимания у школьников. Упражнения в игровой форме научат их быть более собранными. Можно пригласить в гости и друзей своих детей, тогда занятия станут еще более увлекательными.

Коллективное упражнение «Пчелка»

Группа людей мысленно представляет себе игровое поле в виде 9 клеток и с пчелкой посередине. В процессе игры каждый участник мысленно перемещает насекомое на одну клетку поля (вправо, влево, вверх или вниз) и говорит вслух, куда он ее перемещает.

Контролировать движение пчелы нужно каждому из участников мысленно, это затрудняет задание. Проигрывает тот, у кого пчела выходит за пределы поля, и затем игра начинается сначала. Другими словами, каждый участник должен мысленно нарисовать перед собой 9 игровых клеток и внимательно слушать, куда перемещается насекомое.

Упражнения на счет

Такие упражнения на внимание для детей и взрослых очень эффективны. Их можно усложнять или упрощать в зависимости от возраста ребенка и его внимательности. К примеру, задание для группы людей: посчитать от 1 до 100, причем каждый озвучивает лишь одно число по порядку. Вместо чисел, кратных 5, нужно говорить: «Я внимателен». К примеру:1, 2, 3, 4, я внимателен, 6, 7, 8, 9, я внимателен и т. д.

Упражнение на различие цветов

Очень интересное и эффективное задание. Следует назвать цвет каждого слова. Сделать это довольно сложно, поскольку это не просто слова, а названия цветов. Мозг воспринимает в первую очередь текст, а потом только цвет. Нужна определенная сноровка, чтобы правильно выполнить упражнение. Такие упражнения на концентрацию внимания дают хороший результат.

Игра «Найди отличия»

Эта игра знакома всем нам с детства. Неспроста детям так часто предлагают найти отличия в рисунках, и им нравится этим заниматься. Это отличные упражнения для развития памяти и внимания. Взрослым тоже очень полезно искать отличия в рисунках. Основной уклон в таких играх идет на развитие памяти. Ведь смотря на один рисунок, ребенок пытается запомнить все мелкие детали и найти их на другом, таким образом сравнивая изображения.

Чтение и память

Для того чтобы научиться концентрации внимания, следует полюбить чтение. Часто, сами не замечая того, люди быстро пробегают глазами по тексту и не улавливают и половины его смысла. Наверняка, многие замечали за собой, что, дочитав какую-либо статью, начинают просматривать ее заново. Это происходит потому, что концентрация внимания очень низка, и в это время мысли человека находятся абсолютно в другой области.

Читая какой-либо текст, старайтесь вдумываться в каждое слово. Для того чтобы полностью понять написанное, нужно делать определенные паузы после абзацев и осмысливать прочитанное выше. Если вы станете выполнять все предписания, то не будет необходимости просматривать один и тот же текст несколько раз.

Задания и упражнения на развитие внимания у детей

Дети склонны быть очень рассеянными, особенно школьники. Они забывают все на свете: что говорила утром мама, где лежит их одежда, какие упражнения учитель задавал домой и тому подобные вещи. Не всегда детишки это делают специально. Многие действительно страдают забывчивостью.

Школа очень меняет ребенка, у него появляется много обязанностей, а также много нового и интересного. В этой суматохе очень сложно уследить за ходом своих мыслей, и маленькое существо теряется. Важно следить, как проходит развитие внимания у школьников. Упражнения могут помочь научить его быть более собранным и серьезным.

Например, упражнения с рисунками. Необходимо взять 4 карточки, на которых изображены различные предметы (к примеру: стол, стул, кровать, чашка). Дайте ребенку посмотреть на них полминуты и затем уберите. Попросите его изобразить на листе бумаги все предметы по порядку. По результатам такого задания можно определить, насколько хороша память у ребенка. Если он изобразил все 4 предмета правильно и в той же последовательности – это отличный результат. Если 3-4 рисунка изображены, но вразброс — это неплохо. Если школьник не смог нарисовать даже 3 предмета, то он очень рассеян.

Если ребенок очень хорошо справился с таким заданием, его можно усложнить — к примеру, можно добавить в работу больше карточек. Есть и еще один, более сложный вариант такого задания. Вместо изображений с предметами нужно использовать абстрактные рисунки. Такое задание будет более трудным, поскольку рисовать то, что ребенок никогда раньше не видел, намного сложнее.

А вот еще одно очень интересное упражнение на внимание для детей. К примеру, берётся любой текст и ребенку предлагается в течение минуты читать его и вычеркивать 3 буквы: «а», «р» и «н». Посчитав количество пропущенных букв, которые следовало вычеркнуть и количество слов в тексте, которые он успел проработать, оценивается степень внимания ребенка. Результаты можно записывать и каждый раз сравнивать.

Есть также специальные произвольные наборы букв, в которых нужно зачеркивать определённые символы. После проделанной работы из оставшихся можно будет прочитать высказывание или стишок.

Концентрация внимания в быту

В повседневной жизни очень легко тренировать память. Нужно лишь обращать внимание на мелкие детали и обыденные ситуации. Начните замечать новые детали в привычных для вас вещах, и это будет отличная тренировка внимания. Упражнения, конечно, тоже дают свой эффект, однако на них нужно тратить хотя бы 10 минут в день.

К примеру, когда вы идете в магазин, который часто посещаете, обратите внимание на разные детали по пути: какая дорога у вас под ногами, какие растут деревья, сколько еще поблизости магазинов, какие дома стоят возле дороги. Придя домой, постарайтесь вспомнить все эти предметы. Закройте глаза и мысленно еще раз сходите в магазин. Вы не сможете сразу вспомнить все детали, однако со временем это будет получаться с каждым разом все лучше и лучше.

Зачем тренировать память и внимание

В нашей жизни многие вещи связаны с концентрацией внимания. Мы делаем все дела «на автомате» и потом с трудом вспоминаем многие нюансы. Наверняка вы хоть раз выбегали из дома в спешке и задумывались о том, выключили ли вы утюг, закрыли ли входные двери, и ничего ли не забыли. Это происходит потому, что в то время, когда человек, к примеру, выключает утюг из розетки, он думает абсолютно о других вещах. Он не концентрирует внимание на утюге и потом, соответственно, не может вспомнить, выполнял ли он это действие.

Хорошая память и внимание будут полезны и в рабочей сфере. Во время напряженной работы люди очень часто о чем-то забывают и что-то теряют. Из-за рассеянности и вовсе можно лишиться работы. Практически в любом деле важно спокойствие и свежий ум. Для хорошей памяти мы развиваем внимание, упражнения на концентрацию улучшают сосредоточенность на определенном действии.

Перед важным совещанием или докладом попробуйте сделать дыхательные упражнения. Начав глубоко дышать, сосредоточьте внимание на дыхании. Почувствуйте, как в легкие набирается воздух. Постарайтесь больше ни о чем не думать. На выдохе посчитайте до 5 и снова сделайте глубокий вдох. Такое упражнение можно выполнять в течение 5-10 минут. Оно поможет немного взбодриться и привести в порядок мысли. Для головного мозга это будет отличным отдыхом.

Случаются ситуации, когда повышенная концентрация внимания может спасти жизни и уберечь от несчастного случая. К примеру, водитель за рулем должен быть очень внимателен, иначе может произойти авария. Внимательный прохожий тоже может избежать столкновения, если вовремя заметит надвигающийся транспорт. Вот и получается, что в любой ситуации нужно быть внимательным и сосредоточенным.

Упражнения на развитие внимания, простые задания для взрослых

Вы никогда не задумывались, что успех во многом зависит от внимательности? Вы что-то не запомнили и ругаете свою «девичью память?» На самом деле вы просто не обратили на ту или иную деталь внимание, и ваш мозг не зафиксировал ее в памяти. Или, возможно, вы часто отвлекаетесь от поставленных задач. Например, вы запланировали важную работу на компьютере, но сами не заметили, как попали в социальные сети или же сторонние сайты, не связанные с работой. Чтобы этого избежать существуют специальные упражнения на внимание.

Взрослому человеку нужно совершенствовать внимание, иначе не избежать рассеянности. Помните персонажа, живущего на улице Бассейной? На развитие внимания влияют много факторов: генетика, окружающая среда, прошлый опыт, и, конечно же, собственное желание. Поэтому, если вы желаете улучшить работу мозга и стать более внимательным, мы предлагаем подборку упражнений для развития этого вида мозговой деятельности.

Подумайте о вашем внимании, как о мышце

Прежде, чем предоставить вам упражнения, хотелось бы провести очень простую аналогию. Мы рекомендуем вам думать о своем уме, как о мышце. Параллели между укреплением тела и укреплением ума, на самом деле находятся так близко, что это действительно не такая уж аналогия, а описание реальности.

  • Физические мышцы и «мышцы» внимания имеют ограниченное количество сил в любой момент времени. Их выносливость и сила может либо атрофироваться от бездействия, либо усилиться от энергичной, целенаправленной тренировки, и они требуют отдых и восстановление после того, как на них оказали сильное воздействие.
  • Вы получаете то же самое чувство внутреннего страха и сомнения, прямо перед тем, как начать интенсивные тренировки и прежде чем решить, действительно ли вы собираетесь читать длинную статью, и в обоих случаях вы должны установить свой ум и начать работать с ним.
  • Истина заключается в том, что укрепление физических и умственных мышц сводится к определенной работе. Для обретения силы в любой области необходимо правильно питаться, получать достаточно сна, и участвовать в сложных ежедневных упражнениях.

Мы собираемся забросить ваш ум в тренажерный зал. Ниже вы найдете план тренировки вашего мозга.

Задачи на внимание для взрослых

  1. Одним из эффективных упражнений является восприятие текста, написанного разными цветами. Важно называть именно цвет, а не читать слова. Интересно, что дети справляются с этой задачей быстрее, чем взрослые.

  2. Помогают развивать внимательность картинки «найди отличия». Их можно найти в различных газетах и журналах, а также в мировой паутине.
  3. Существуют специальные таблицы Шульте для развития внимания и его переключаемости. Суть такова: в таблице разбросаны числа от одного до двадцати пяти, которые необходимо быстро и последовательно находить. Ниже несколько вариантов таких таблиц.

  4. Подобное задание для развития внимательности, только теперь числа расположены не в таблице, а вразброс и имеют различную величину, цвет и форму. Желательно справиться с таким задание за 4 минуты.

    Когда вы с легкостью будете справляться с этим упражнением, посмотрите на следующую картинку. Здесь числа уже до 90, отыскать которые нужно за 9 минут.

  5. Возьмите два карандаша. Необходимо рисовать сразу двумя руками. Одновременно приступая и завершая. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Попробуйте очертить за 1 мин. наибольшее количество кругов и треугольников. Если у вас получилось меньше 5 – плохо, больше 8 – хорошо, 10 и больше – отлично!
  6. Возьмите любой предмет и постарайтесь внимательно рассмотреть. Затем спрячьте его и постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не запомните все мелочи.
  7. Упражнение «Не называй число». Надо посчитать от одного до 100 и не называть каждое пятое число. Вместо него необходимо говорить фразу «я внимателен».
  8. В сети популярна игра под названием «Найди кота». Вы думаете, что это пустая трата времени? А зря. Эта игра превосходно справляется с такой задачей, как концентрация внимания. А вы попробуйте найти здесь кота.
  9. Упражнение «Найди слово». Представляем вам пример такого задания. Необходимо отыскать названия животных в потоке букв.

  10. Прочитайте следующие слова.

    А вы внимательно их прочитали? Теперь сконцентрируйтесь на ошибках.

Советы для тренировки внимания в быту

  • Прогуливаясь в парке или по дороге на работу, старайтесь замечать как можно больше мелочей. Рассмотрите газон, посчитайте количество цветов, высаженных на клумбе, и обратите внимание, как окрашен бордюр. Запомните максимум деталей, а в следующий раз постарайтесь заметить, что изменилось.
  • Подобная задача предыдущей. Сходите в магазин. Запомните все детали вашего пути. Затем все детали магазина, каждую витрину. После сходите в магазин еще раз, только на этот раз мысленно.
  • Не делайте ничего на «автомате»! Часто, выходя из дома, мы не помним, заперли ли дверь на ключ или выключили ли утюг. Остановитесь, сделайте выдох, сконцентрируйте свое внимание на этом действии.
  • Когда к вам приходят гости, постарайтесь запомнить то, во что они были одеты, например, длина и цвет платья, был ли галстук или нет и т.д. Попробуйте, казалось бы, такие мелочи, но именно им вы и не придавали значения.
  • Будьте любопытны. Чем больше вы хотите знать, о мире, тем больше будет выносливость вашей концентрации.

Мы, безусловно, не роботы. Это нормально задуматься, и найти себя смотрящего в окно или на небо. А иногда, эти провалы могут быть хороши для вашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать. Однако многие вещи в жизни связаны с сосредоточением внимательности. У более внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрированный и успешный. Человеку препятствует двигаться дальше банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности. Одни перебарывают ее и достигают успеха, но, к сожалению, большинство поддается лености и стоит на одном месте. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Загрузка…


Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!

игры, упражнения, диагностика и прочее

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе. Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада. Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.

Содержание понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Это интересно. Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать (например, проверить зрение у окулиста). А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Миссия развития внимания у детей

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей — в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.

Таблица: задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошколят разного возраста

Как помочь детям сосредоточиться и обратить внимание

Как помочь детям сосредоточиться и обратить внимание — Care.com

  • Все

  • Уход за детьми

  • Старший уход

  • Домашний уход

  • Забота о животных

Советы по увеличению концентрации внимания учащихся

Достаточно сложно удержать внимание ребенка, когда он хочет обратить внимание.Практически невозможно удержать внимание ребенка, когда он совершенно не заинтересован в том, на чем вы хотите, чтобы он сосредоточился, или если он считает задачу слишком сложной. Нигде это не проявляется более наглядно, чем в классе. Юные студенты будут ерзать, играть с карандашами и смотреть на все, кроме поставленной задачи.

Некоторые эксперты по развитию детей предполагают, что средний ребенок должен уметь концентрироваться на одном задании в течение 2-5 минут, умноженных на свой возраст. Таким образом, средний шестилетний ребенок должен иметь возможность сосредоточиться на задании до 30 минут.Конечно, способность 6-летнего ребенка сосредоточиться на 30 или 12 минутах зависит от ребенка — и, конечно, от задачи. Интервал внимания также эластичен и имеет тенденцию к уменьшению по мере продвижения школьного дня.

Если вы являетесь родителем ребенка или учителем ребенка, который регулярно теряет концентрацию во время урока или сталкивается с сложной задачей, ниже приведены несколько советов и стратегий, которые могут помочь увеличить объем внимания и улучшить общую производительность задачи.

Дайте детям повод обратить внимание — проявите изобретательность.

По большей части все лето ваш ребенок (или ученик) мог обращать внимание на то, что он или она хотел, с ограниченным участием родителей или учителя. Возможно, им приходилось выполнять несколько ежедневных дел, посещать церковь по воскресеньям или немного учиться, но по большей части они контролировали то, на чем они будут сосредоточиваться и на что обращать внимание. Теперь маленький Томми вернулся в школу и не может сидеть на месте достаточно долго, чтобы написать свое имя, тогда как накануне он провел 2 часа, сосредоточившись на игре со своими игрушками Lego.Что случилось? Что ж, для начала, игра с Lego по своей сути мотивирует, тогда как письмо на листе бумаги ручкой — нет.

Мы предлагаем взять на себя традиционно обыденные и скучные задачи, такие как написание имени на листе бумаги или написание букв в рабочей тетради, и проявить немного творчества. Подумайте о том, чтобы ваш ребенок написал свое имя с помощью Lego или, может быть, даже Play-Doh. Вместо того, чтобы предлагать вашим ученикам писать письма в рабочих тетрадях, предложите им создать свою собственную тетрадь, используя изображения писем, которые они нашли и вырезали из газет или журналов.Немного творчества (и гибкости) будет иметь большое значение для привлечения и удержания внимания ребенка.

Сделайте это физически.

Это просто факт, дети не понимают. Вы заставляете ребенка сидеть на жестком сиденье более часа, и он может взорваться, не говоря уже о потере способности обращать внимание. Детям, особенно тем, кто борется с вниманием, необходимо регулярно делать перерывы для активных игр. Использование игрового времени в помещении или на открытом воздухе, прыжков с места или обеспечение быстрой растяжки творит чудеса, повышая способность ребенка концентрироваться на задаче и обращать внимание на то, чему его учат.От 10 до 15 минут «активной игры» перед сложной задачей или учебным занятием помогут любому ребенку оставаться вовлеченным и уделять внимание.

Практикуйте внимательное поведение.

Вы могли подумать, что внимание — неотъемлемая черта всех людей, но это не так. Обращение внимания — это то, чему научились. Этому также можно научить. Родители и учителя должны найти время, чтобы научить детей тому, что значит обращать внимание и как это выглядит. В течение дня учителя должны делать перерывы, чтобы практиковать внимательное поведение.Используйте электронный таймер, секундомер или песочные часы и попросите ребенка или учеников практиковаться в сосредоточении внимания на объекте, обсуждении или другом действии исключительно в течение нескольких минут. Затем попросите учащихся спросить себя, смогли ли они уделять все внимание в это время. Перерывы внимания, когда учащиеся сосредотачиваются на внимании, — отличное упражнение, которое поможет улучшить их способность к концентрации и концентрации внимания.

Настроить задачу.

Если вы испробовали практически все и обнаруживаете, что ваш ребенок или ученики по-прежнему не могут сосредоточиться на поставленной задаче, вы можете разбить задачу на более мелкие части — те, которые можно выполнить независимо от друг друга за меньшее время.Например, если задача состоит в том, чтобы составить визуальный отчет о штате Техас, который включает компоненты экономики, географии, культуры и истории, вы можете захотеть, чтобы ребенок сосредоточился на одном компоненте за раз. Только когда один компонент закончен, даются инструкции для завершения следующего компонента. После того, как все составные части будут завершены, даются инструкции относительно того, как отдельные части должны быть объединены для создания визуального отчета.

Также важно понимать, что продолжительность концентрации внимания у детей у разных детей развивается по-разному.Возможно, потребуется изменить задание только для определенных учеников, у которых мало внимания. Вы также можете рассмотреть возможность предоставления студентам с синдромом дефицита внимания заданные интервалы для завершения работы. Например, ученику с небольшой продолжительностью концентрации внимания можно дать 5 минут на выполнение того объема работы, который он может. По истечении 5 минут ему дается 5-минутный перерыв, прежде чем он сосредоточится еще на 5 минут на выполнении задания. Разделение задачи дает детям, изо всех сил пытающимся обратить внимание, возможность расслабиться, а затем снова заняться делом, чувствуя себя обновленными и обновленными.

Избавьтесь от отвлекающих факторов.

Эксперты в области образования согласны с тем, что создание правильной среды способствует обучению. Это верно как для класса, так и для дома. Тем не менее, важно найти баланс между тем, что способствует обучению, и тем, что отвлекает ребенка от способности концентрироваться достаточно долго для обучения.

Дети очень хорошо умеют находить удовольствие и развлечение с помощью самых маленьких и скромных предметов.Скрепку можно быстро превратить в надувную игрушку. Кусок бумаги можно свернуть в подзорную трубу. Пластиковый пакет может стать воздушным шаром. И дома, и в школе важно убрать беспорядок и другие привлекательные предметы из непосредственного рабочего места ребенка. Это дает ребенку меньше причин не сосредотачиваться на поставленной задаче.

Создание благоприятной для обучения среды может превратить унылые, скучные классы в удобные для учащихся районы обучения. От расстановки сидений до улучшенного освещения и создания отдельных учебных зон с разными темами и целями — удобный для обучения класс может значительно улучшить процесс обучения для студентов.Однако, если довести до крайности, то, что начиналось как дружественная к обучению среда, может стать одним большим отвлечением. Убедитесь, что если и когда вы решите создать благоприятную для обучения среду в классе, вы не переусердствуете.

В наши дни ученики после школы проводят изрядное количество времени дома, работая над проектами, готовясь к тестам и выполняя другие домашние задания. Обстановка и распорядок дня, свободные от отвлекающих факторов, являются ключом к тому, чтобы ваш ребенок мог продуктивно учиться дома.Мы рекомендуем полностью выключать телевизор на время учебы. Это особенно важно, если у вас более одного ребенка, выполняющего домашнее задание. Одному ребенку, у которого есть домашнее задание, сложно сосредоточиться, когда его брат или сестра в соседней комнате наслаждается популярным детским шоу. Уберите все отвлекающие факторы из учебной среды и распорядка вашего ребенка.

Превратите это в игру.

Нет ничего лучше, чем хорошая игра удерживает внимание ребенка. Тот же ребенок, который может сосредоточиться на математике только минуту или две, не будет иметь проблем, оставаясь полностью вовлеченным в течение 15 минут с игрой, которая ему нравится.Когда возможно и уместно, превращайте задачу в игру. Игры наиболее эффективны, когда в них играют с другими детьми. В классе иногда наиболее эффективно создавать небольшие группы учеников, которые играют в игру вместе, а не со всем классом. Например, студенты могут работать в небольших группах для выполнения заданий по математике. Каждая группа соревнуется с другими группами в классе. Каждому ученику в группе дается математическая задача. В то время как каждый ученик несет основную ответственность за решение поставленной перед ним задачи, другие ученики в их группе могут помочь с решением проблемы.Группа, которая первой завершит свое математическое задание, получает приз.

Разбейте задачи на части.

Сложные задачи могут очень быстро стать непосильными для детей, особенно для тех, кому сложно удерживать внимание. Разделение задачи на более мелкие части может быть эффективным способом помочь вашему ребенку или вашим ученикам уделять внимание достаточно долго, чтобы учиться и добиваться успехов в учебе. Учащиеся, которым не хватает внимания, часто выполняют задания быстрее, если они разбиты на множество частей, чем если бы они пытались выполнить все задание сразу.

Frontiers | Тестирование визуального внимания для детей в школе

Введение

Хотя мы склонны полагать, что обрабатываем все детали, когда смотрим на объект или наблюдаем за сценой, человеческие зрительные системы могут фокусироваться только на небольшой центральной области в поле зрения, что вызвано чрезмерным представлением центрального зрения в коре головного мозга. (Хортон и Хойт, 1991). Следовательно, вслед за Корбеттой (1998), избирательное зрительное внимание можно понимать как механизм, позволяющий людям выбирать важные стимулы для дальнейшей обработки, игнорируя при этом другие визуальные входы.В исследованиях проводится различие между явным и скрытым визуальным вниманием. В то время как открытое зрительное внимание полагается на фиксацию глаза на определенных стимулах, скрытое внимание включает нейронные приспособления, позволяющие обращать внимание на что-либо без движения глаз (Wu and Remington, 2003). Этот последний механизм можно, например, наблюдать, когда мы осознаем движение, происходящее в периферийных областях нашего зрения, когда мы сосредоточены на чем-то другом. С другой стороны, некоторые действия, такие как сканирование текста, могут быть выполнены только при открытом внимании и, следовательно, быстром движении глаз (Финдли и Гилкрист, 2001), так называемых саккадах , (Кассин и Соломон, 1990).Тем не менее, скрытое и открытое внимание часто работают в тесном сотрудничестве: в то время как скрытое внимание позволяет человеку воспринимать конкретную область интересов, следующие явные саккады позволяют получить дополнительную информацию (Deubel and Schneider, 1996). Визуальное внимание также является предметом сложного взаимодействия между текущими целями, историей выбора и физической значимостью (Awh et al., 2012).

Исследования развития визуального внимания исследовали созревание различных процессов визуального внимания, а также их влияние на обучение и развитие памяти людей (например,г., Росс-Шихи и др., 2011; Маркант и Амсо, 2013; Shimi et al., 2014). Эти исследования развития основаны на теории сети внимания Познера (ANT). Это теоретическая основа внимания в целом, определяющая его как сущность, состоящую из трех независимых нейронных сетей (исполнительной, ориентирующей, предупреждающей) (Познер и Петерсен, 1990). Однако, учитывая наличие более сложных моделей визуального внимания, наше понимание развития визуального внимания могло бы быть более тонким.Понимание развития зрительного внимания сегодня, возможно, более важно, чем когда-либо, когда обучение детей требует все более сложных визуальных сред. Это особенно верно в отношении информации, представленной в цифровом виде, которая обычно представляет собой сложный текст с гиперссылками и нелинейные форматы представления.

Особенно заметной моделью визуального внимания является Теория визуального внимания Бундесена (TVA) (Bundesen, 1990, 1998). TVA — это математическая модель, которая определяет визуальное внимание как объединение процессов выделения внимания и визуального распознавания, которые участвуют в гонке параллельной обработки.’То есть из-за ограниченной емкости визуальной краткосрочной памяти (VSTM) объекты в визуальном поле одновременно распознаются и выбираются и конкурируют друг с другом за представление в хранилище VSTM (Bundesen, 1990). Таким образом, TVA предлагает альтернативную интерпретацию другим теориям, рассматривающим эти два процесса как происходящие последовательно (Posner and Rothbart, 2007) и по отдельности, либо рассматривая выбор по вниманию как требование для распознавания (Broadbent, 1958), либо заявляя, что признание предшествует отбору (Deutsch and Deutsch , 1963).

Согласно TVA, профиль визуального внимания человека может быть дополнительно определен и измерен на основе пяти параметров внимания: скорость визуальной обработки, емкость памяти VSTM, эффективность контроля внимания, порог визуального восприятия и пространственное смещение внимания (Bundesen, 1990). Чтобы количественно исследовать эти параметры, необходимо выполнить две экспериментальные задачи: задачу полного отчета и задачу частичного отчета (Duncan et al., 1999). Во всем отчете участников просят назвать столько стимулов (простых визуальных объектов, обычно букв, обычно отображаемых в течение <200 мс), сколько они могут идентифицировать на экране.Аналогичные условия применяются к частичному отчету, однако участников просят сообщать только о целевых стимулах, игнорируя отвлекающие факторы (различимые по таким подсказкам, как разные цвета).

Этот метод тестирования TVA был первоначально разработан Duncan et al. (1999), которые исследовали внимание пациентов после инсульта. С конца 1990-х годов он широко используется и служит теоретической основой для изучения визуального внимания в различных областях исследований (Bundesen, Habekost, 2008, 2014; Habekost, 2015).Широкое применение оценок внимания на основе TVA привело к тому, что экспериментальный план Дункана и др. (1999) был изменен, чтобы либо учесть конкретные потребности группы участников исследования, либо сосредоточиться на исследовании конкретной гипотезы, связанной с вниманием. Варианты оценки на основе TVA включают обмен буквенными стимулами с цифрами (Starrfelt et al., 2009), короткими словами (Habekost et al., 2014) или лицами (Peers et al., 2005). Другие исследования изменили формат отображения символов — e.g., Habekost and Rostrup (2007), которые отображали символы в круге, а не в обычном квадрате или линии — в то время как Peers et al. (2005) продемонстрировали только один стимул, чтобы сосредоточиться на оценке скорости обработки изображений. Кроме того, CombiTVA, разработанный Vangkilde et al. (2011) была представлена ​​как вторая парадигма оценки на основе TVA и применялась в более поздних исследованиях (например, Dyrholm et al., 2011; McAvinue et al., 2012; Habekost et al., 2014): в этой оценке испытания полного и частичного отчета смешаны, чтобы ограничить общее количество оценок параметров.

В то время как TVA Бундесена была принята в ряде исследований для оценки визуального внимания целевых групп с различными характеристиками, до сих пор ни одно исследование не реализовало основанную на TVA оценку для изучения навыков визуального внимания маленьких детей в возрасте 4–5 лет, которые пока не умеют читать и писать. Вместо этого в исследованиях по изучению зрительного внимания у маленьких детей применялась либо оригинальная, либо слегка измененная версия теста на зрительное внимание, разработанного Fan et al.(2002), который основан на ANT Познера (Posner and Petersen, 1990) (например, Mezzacappa, 2004; Rueda et al., 2004; Mullane et al., 2011, 2016). Однако утверждается, что помимо того, что ANT не является явной теорией визуального внимания, оценка, используемая в этих исследованиях для изучения навыков зрительного внимания маленьких детей, имеет еще одно ограничение. Таким образом, оценка ANT, состоящая из задачи фланкера (Eriksen and Eriksen, 1974) и задачи пространственной подсказки (Posner, 1980), напрямую не проверяет визуальное внимание человека в диапазоне , характеризуемом как максимальная строка символов, которые могут быть одновременно обрабатываются за одну фиксацию (Valdois et al., 2004), а скорее способность детей сосредотачиваться на целях, не обращая внимания на отвлекающие факторы.

Таким образом, целью данного исследования было проверить пригодность адаптированной и упрощенной версии оценки зрительного внимания на основе TVA для изучения профиля зрительного внимания детей при поступлении в школу в Соединенном Королевстве, когда им от 4 до 5 лет. Объединив задачу охвата визуального внимания (весь отчет) и задачу обнаружения цели (частичный отчет), мы утверждаем, что упрощенная оценка на основе TVA может лучше предоставить данные, которые конкретно нацелены на визуальное внимание в такой молодой возрастной группе.Еще одно ключевое преимущество в практическом применении оценки на основе TVA, делающее ее особенно полезным для тестирования маленьких детей, заключается в том, что оба теста (полный отчет и частичный отчет) просты по конструкции и относительно просты с точки зрения требований к заданиям. Наконец, возможность корректировки TVA-оценок в зависимости от конкретной группы участников, а также различных теоретических интересов делает его привлекательным для применения в исследовательских исследованиях. Визуальное внимание может быть важной способностью, предшествующей обучению чтению, поэтому важно иметь инструмент оценки, который может эмпирически проверить эту взаимосвязь.Понимание развития визуальной обработки становится еще более актуальным из-за потенциально новых проблем с визуальным вниманием и возможностей, создаваемых цифровым текстом, которые все чаще сталкиваются с новыми читателями.

В связи с этим нас особенно интересовал профиль зрительного внимания детей при поступлении в школу. Многие исследования указывают на то, что уровень развития определенных навыков при поступлении в школу, например языковые навыки и навыки чтения, в значительной степени предопределяют успехи в школе в будущем (Scarborough, 1998; National Early Literacy Panel, 2008).При рассмотрении исследований, в которых применялась оценка визуального внимания на основе TVA для изучения детей старшего возраста или подростков в возрасте от 6 до 16 лет, большинство исследований проводилось в области изучения чтения. В этих исследованиях изучалась связь между способностями визуального внимания и развитием чтения или трудностями чтения (например, дислексия развития), последовательно обнаруживая взаимосвязь между этими двумя навыками (Prado et al., 2007; Bosse and Valdois, 2009; Dubois et al., 2010; Лобье и др., 2013). Исследования в основном фокусируются на базовой визуальной эффективности обработки стимулов (обычно букв), представленной параметрами кратковременной зрительной памяти и скорости визуальной обработки. Их можно далее разделить на исследования, в которых применяется оригинальная полная оценка TVA, разработанная Duncan et al. (1999) (например, Dubois et al., 2010; Stenneken et al., 2011; Lobier et al., 2013), а также исследования, в которых использовалась адаптированная и упрощенная версия оценки TVA. Последний был разработан с учетом относительно молодого возраста участников (Valdois et al., 2003; Боссе и др., 2007; Прадо и др., 2007; Боссе и Валдуа, 2009). Одной из основных характеристик исходной процедуры оценки является ее продолжительность: в поисках наилучших возможных оценок участники, протестированные по схеме оценки Дункана и др. (1999), проводят от 252 до 672 испытаний в 12 различных типах испытаний по всему отчету. , с вариациями, включая различные положения дисплея и время экспозиции. То же самое относится и к частичному отчету, в котором участники проходят тестирование в 512–672 испытаниях на 16 различных типах дисплеев (Duncan et al., 1999). По сравнению с этим, весь отчет в упрощенной версии оценки TVA — также называемой задачей на визуальную концентрацию внимания (Valdois et al., 2003) — характеризуется значительно сокращенным количеством испытаний. Оценка состоит из 20 случайных пятибуквенных строк (на основе 10 согласных), отображаемых в центре экрана в течение фиксированного времени 200 мс. Частичный отчет в этих исследованиях в равной степени характеризуется очень низким числом испытаний, состоящих из 50 пятибуквенных строк, отображаемых в течение 200 мс, идентичных тем, которые используются для всего отчета.Кроме того, участников попросили указать одну букву в строке, отмеченную вертикальной чертой. Это сильно отличается от исходного частичного отчета, в котором буквы были представлены в разных местах на экране, а цвет использовался в качестве подсказки. Хотя меньшее количество испытаний дает преимущество более короткой задачи, это потенциально также снижает надежность результатов из-за потери мощности. Кроме того, хотя упрощенные версии помогают преодолеть проблемы, связанные с тестированием маленьких детей, еще одним следствием этих упрощений является отсутствие оценки пяти различных параметров зрительного внимания на основе TVA (Bundesen, 1990).Вместо этого рассчитывается оценка, основанная на процентном соотношении точно сообщенных в среднем букв во всем отчете (емкость хранилища VSTM), а также на проценте точно сообщенных целей в частичном отчете (эффективность контроля внимания).

Рассматривая детей, поступающих в школу, казалось логичным применить упрощенную и сокращенную версию оценки на основе TVA, аналогичную исследованиям, описанным выше. Однако, хотя эти ранее проведенные упрощенные исследования на основе TVA вдохновили на разработку оценки, представленной в этой статье, мы намеревались создать инструмент, который позволил бы (а) оценивать маленьких детей, которые еще не умеют читать — путем обмена обычно используются буквенные стимулы с простыми черными и белыми символами -, и (б) более глубокое исследование емкости памяти VSTM, эффективности контроля внимания, а также пространственного смещения внимания.

В данной статье представлены результаты исследования, проведенного с целью разработки упрощенной оценки зрительного внимания на основе TVA для исследования навыков зрительного внимания детей при поступлении в школу с учетом способностей относительно необразованных детей, чьи широкие возможности внимания все еще развиваются. Предлагаемое исследование состоит из двух небольших исследований, изучающих, дифференцирует ли разработанная оценка успеваемость между людьми целевой возрастной группы (4–5 лет).

В основе исследования лежали следующие вопросы:

(i) Является ли недавно разработанная оценка визуального внимания внутренне надежной?

(ii) Имеются ли доказательства влияния минимального или максимального уровня на выполнение участниками всего отчета и задач частичного отчета?

(iii) Улучшается ли эффективность выполнения заданий с возрастом?

(iv) Каковы подходящие длительности воздействия для всей задачи отчета для детей в возрасте 4–5 лет?

Предпосылки к тестированию

Исследование было разработано с учетом следующих соображений:

Что касается количества элементов, отображаемых в строке для всей задачи отчета, это наиболее распространенный прецедент для пожилых людей (Дункан и др., 1999; Bogon et al., 2014) было пять символов (то есть букв) в каждом испытании всей задачи отчета. Это дизайнерское решение само по себе было основано на результатах предыдущих исследований, изучающих вопрос о том, сколько элементов может храниться в кратковременной зрительной памяти человека (VSTM). В то время как исследование пределов возможностей взрослых дало более или менее сходные данные по оценке 3–4 простых элементов (Vogel et al., 2001; Astle and Scerif, 2011), исследования развития возможностей VSTM, а также визуальных рабочая память у младенцев и детей в широком возрастном диапазоне более разнообразна (Ross-Sheehy et al., 2003; Коуэн и др., 2005, 2006; Оукс и др., 2006; Риггс и др., 2006, 2011; Симмеринг, 2012; Isbell et al., 2015). С одной стороны, это происходит из-за значительной вариабельности объема визуальной информации, сохраняемой людьми одного возраста (Conway et al., 2003, 2008). С другой стороны, Симмеринг (2016) указал, что разные результаты вызваны тем фактом, что для определения пределов VSTM у детей используются разные дизайны исследований, например, часто задачи по изменению предпочтений используются с младенцами, тогда как задачи по обнаружению изменений используются с детьми и взрослыми.Росс-Шихи и др. (2003), например, использовали задание на изменение предпочтений (Luck and Vogel, 1997) с младенцами (6–13 месяцев). Основываясь на результатах исследования, они пришли к выводу, что VSTM, по-видимому, быстро развивается в течение первых 12 месяцев жизни, когда VSTM достигает взрослого уровня в 3–4 элемента (Ross-Sheehy et al., 2003). Однако эти результаты были сильно оспорены Cowan et al. (2005, 2006) и Riggs et al. (2006, 2011), которые предположили, что VSTM продолжает развиваться до конца более позднего детства.Наконец, Isbell et al. (2015), сделав еще один шаг, предположили, что даже 16-летние подростки могут использовать VSTM ниже, чем у тестируемых взрослых.

Основываясь на этих расходящихся выводах, а также в связи с тем, что версия задачи визуального внимания в данном исследовании — обмен буквами с черными и белыми символами односложных высокочастотных слов — ранее не тестировалась, было трудно предсказать, сколько символов необходимо для отображаться для детей от 4 до 5 лет. Для исследования I мы решили использовать задачу полного отчета из трех вместо пяти символов, отображая символы в столбцах с правой и левой стороны экрана, как это было представлено Богоном и др.(2014), которые исследовали детей в возрасте от 9 до 10 лет. Решение использовать трехсимвольную задачу отчета в исследовании I этого исследования было основано на исследовании Соренсена и Киллингсбека (2012), в котором изучалась способность детей дошкольного возраста к VSTM (K). Их результаты показали, что K у дошкольников намного ниже при использовании задания на основе рисунков — по сравнению с заданием, в котором используются менее сложные символы, такие как буквы или цифры, — и был определен как около 1,90 ( SD = 0,74). Однако следует отметить, что Соренсен и Киллингсбек (2012) снова использовали не всю парадигму отчета (Sperling, 1960) для оценки K, а парадигму обнаружения изменений (Phillips, 1974; Pashler, 1988) при оценке детских навыки визуального внимания.

Другой ключевой переменной, которую необходимо было определить, чтобы получить хорошую оценку объема зрительного внимания, был диапазон длительностей воздействия: Что касается фиксации максимальной продолжительности воздействия для каждой задачи, большинство оценочных исследований на основе TVA (например, Bosse et al., 2007; Prado et al., 2007; Bosse, Valdois, 2009; Dubois et al., 2010; Lobier et al., 2013; McAvinue et al., 2015) установили максимальную продолжительность экспозиции на уровне 200 мс. Хотя это не всегда обсуждается, это решение, по-видимому, основано на исследованиях слежения за глазами взрослых, которые исследуют взгляд и саккадное поведение; например, Dubois et al.(2010) заявили, что их решение установить максимальную длительность воздействия в дизайне исследования на основе TVA на уровне 200 мс было принято во избежание саккад. Для сравнения с предыдущими исследованиями было решено адаптировать исследование I в соответствии с подавляющим большинством предыдущих исследований, в которых применялись оценки на основе TVA (Valdois et al., 2003; Bosse et al., 2007; Prado et al., 2007; Bosse and Valdois, 2009; Dubois et al., 2010; Lobier et al., 2013; McAvinue et al., 2015; Van den Boer et al., 2015), и поэтому также установили максимальную продолжительность экспозиции на уровне 200 мс.

Исследование I

Материалы и методы

Участников

В исследовании приняли участие 43 ребенка года приема (средний возраст: 4,8, SD = 3,6 месяца; 26 девочек, 17 мальчиков) из начальной школы Соединенного Королевства. Все дети прошли примерно 7 месяцев обучения на момент оценки и имели нормальное или скорректированное зрение. В выборку вошли 5 участников с английским как дополнительным языком (EAL) и 7 участников с особыми образовательными потребностями (SEN), при этом ни один ребенок не был отнесен к обоим категориям.Никто не был исключен из выборки, поскольку их производительность существенно не отличалась от показателей их коллег, не участвующих в SEN и не EAL. Большинство детей имели белое британское этническое происхождение (70%), а другие участники принадлежали к разным корням, включая чернокожих из стран Карибского бассейна, белых восточноевропейских, китайцев и других смешанных групп (30%). 37,2% всех протестированных участников имели право на бесплатное школьное питание, что использовалось как показатель социально-экономического статуса. Оба исследования, представленные в этой рукописи, были одобрены этическим комитетом Университета Шеффилда (Соединенное Королевство), и было получено письменное информированное согласие родителей, а также устное согласие ребенка.

Процедура

Все участники оценивались индивидуально в течение одного 20-минутного занятия в свободном классе. Чтобы обеспечить согласованность проведения тестов между двумя исследователями, оба вместе разработали протокол администрирования и практиковали его до начала тестирования. Также было подтверждено, что не было значительной разницы в показателях участников между двумя исследователями, проводившими оценку [Исследование I: t (41) = -0,19, p = 0.85; Исследование II: t (22) = -0,83, p = 0,42].

Оценка зрительного внимания

участников были индивидуально приглашены «поиграть в игру» на планшете вместе с одним из исследователей. Оценка состояла из двух частей (задача полного отчета и задача частичного отчета), порядок администрирования уравновешивался между участниками. Каждая задача состояла из начальной фазы практики и основной фазы тестирования. Дизайн теста в значительной степени соответствовал плану Богона и др.(2014) исследование профиля зрительного внимания у детей с дислексией. Это включало параметры продолжительности воздействия, количество отображаемых символов, а также положение и расположение символов в обоих отчетах. Два задания на визуальную оценку длились около 7–8 минут каждое и были разделены на небольшие блоки с небольшим перерывом между ними. Для того, чтобы сделать исследование доступным для целевой группы, буквенные стимулы были заменены иллюстрациями знакомых предметов. Они отображались в виде черно-белых символов, чтобы объекты были четкими, но в то же время не слишком привлекательными.Использование знакомых объектов последовало примеру Соренсена и Киллингсбека (2012) и позволило лучше контролировать длину слова, частоту слов и различимость изображений по сравнению с другими типами символов, такими как формы или цвета. Стимулы были представлены с использованием графического конструктора экспериментов с открытым исходным кодом Open Sesame на планшете Samsung Galaxy Tab 4 для образовательных учреждений (10,1-дюймовый ЖК-экран с разрешением 1280 × 800). Частота обновления составляла 16,21 мс, а символы выбирались случайным образом из следующего набора: автомобиль — колокольчик — дом — солнце — шляпа — собака (рисунок 1).Решения о том, какие символы выбрать, основывались на списке из 260 стимулов Снодграсса и Вандерварта (1980): из этого списка были выбраны шесть символов, изображающих существительные, имеющие следующие критерии: высокая частота (> 38 случаев на 1000000, Brysbaert и New, 2009), состоящий не более чем из одного слога, высокой степени узнаваемости концептов (Barry et al., 1997) и принадлежащих к разным семантическим категориям: транспорт — инструмент — жилище — небесное тело — одежда — животное.

Рисунок 1. Дизайн всего отчета Исследование I. T представляет расположение целевых изображений, выбранное из символов, показанных в правой части рисунка.

Перед началом каждого оценивания ребенку показывали символы, использованные в задании, и просили идентифицировать каждый из них. Таким образом исследователи добились того, чтобы дети могли самостоятельно и уверенно называть символы перед началом задания. Затем каждого ребенка просили сесть за стол и держать планшет обеими руками, положив большие пальцы на маркеры большого пальца, расположенные в правом и левом нижнем углу футляра для планшета.Кроме того, участникам было поручено следить за тем, чтобы планшет оставался в области, отмеченной на столе цветной лентой (15 см от края стола). Перед тем, как начать собственно тестирование, дети вместе с исследователем завершили четыре испытания на начальном этапе практики. На этом этапе участникам была предоставлена ​​обратная связь, и при необходимости им напомнили инструкции по выполнению задания. Основное тестирование не начиналось до тех пор, пока исследователи не были уверены, что ребенок полностью понимает задачу.

Задача всего отчета
Тестовая администрация

После центрированного черного креста фиксации на белом фоне (1000 мс) и последующего белого экрана (50 мс), 3 символа были представлены в вертикальном столбце слева или справа от положения креста фиксации, как показано на рисунке 1. Символы были разделены на 2 см и показаны при трех разных временах экспозиции (100 мс — 150 мс — 200 мс). Строки символов, представленные в каждом испытании, занимали 10 см на экране дисплея, при этом последовательности символов были уникальными в каждом испытании исследования.В соответствии с другими исследованиями (Duncan et al., 1999; Bogon et al., 2014) каждый символ появлялся только один раз в данном исследовании. Если предположить, что планшет держат на расстоянии 30 см, строка символов будет вытягиваться примерно на 18,9 °. После каждого испытания всего задания отчета участникам было предложено сделать неторопливый устный отчет о том, сколько символов они смогли распознать на экране. Анализ показал, что производительность для символов была одинаковой. Исследователь записал символы в том порядке, в котором они были указаны.Чтобы разрешить проверку данных после сеанса в реальном времени, для записи ответов использовался диктофон. Каждый ребенок выполнил 42 полных испытания отчета — 7 итераций × 2 положения (слева или справа) × 3 длительности воздействия — разделенных на 4 блока. После каждого блока (состоящего из 10–11 испытаний) оценка ненадолго приостанавливалась, и ребенку выдавалась наклейка с достижениями. По окончании ребенок выполняет короткую физическую активность (стихотворение), чтобы сделать перерыв перед второй половиной тестирования.

Анализ данных

Вся задача отчета использовалась для оценки работы участников по тому, сколько символов они смогли назвать в среднем в каждом испытании по отношению к трем различным длительностям воздействия.Таким образом могут быть выявлены возможные различия между объемом кратковременной визуальной памяти участников, определяемые как количество визуальных элементов, которые могут обрабатываться параллельно в многоэлементном массиве во время одной фиксации (Bosse et al., 2007). Согласно TVA (Bundesen and Habekost, 2008), визуальный объект сохраняется в краткосрочной памяти человека путем кодирования характеристик этого объекта в хранилище визуальной краткосрочной памяти. Однако это хранилище памяти имеет очень ограниченную емкость, называемую параметром K .Хотя весь дизайн отчета этого исследования также позволяет исследовать пространственную предвзятость внимания, эти данные не приводятся в данной рукописи, учитывая главную цель исследования, то есть изучение пригодности и осуществимости теста для целевой группы из 4 человек. 5-летние участники. Таким образом, для анализа данных всего отчета в этом исследовании количество правильно идентифицированных символов было суммировано для каждого испытания и вычислено среднее значение для создания оценки VA для каждого участника.

Однако, поскольку авторы этого исследования утверждают, что емкость хранилища VSTM K, вычисленная Бундесеном (1998) и Дунканом и др.(1999) и оценки диапазона VA (Bosse et al., 2007), хотя и не полностью идентичны, но тесно коррелируют друг с другом, была установлена ​​связь между результатами этого исследования и результатами TVA-исследований, касающихся емкости хранилища VSTM (K), когда обсуждение результатов этого исследования.

Задача частичного отчета
Тестовая администрация

Это задание началось так же, как и предыдущее, с объяснения задания, за которым следовали четыре практических испытания. В начале каждого испытания центральная точка фиксации представлялась на 1000 мс, за которой следовало пустой экран на 50 мс.В каждом из испытаний было четыре расположения решетки (верхний левый, нижний левый, верхний правый, нижний правый), расположенных в квадрате (12 × 18 см) вокруг фиксации. Расположение массивов составляет 6 см по вертикали и 9 см по горизонтали. Если предположить, что планшет держат на расстоянии 30 см, прямоугольник, содержащий символы, будет иметь диагональ 19,8 °. В каждом испытании один или два символа отображались в течение 150 мс за раз, и ребенку предлагалось сообщить только целевые символы. На рисунке 2 показано, что зонд, указывающий на цель, представлял собой круг, представленный в течение 50 мс в том месте, где ранее появлялись символы цели.В разных наборах цель была представлена ​​одна, парами или вместе с дистрактором, как показано на рисунке 3. Кроме того, цели были представлены отдельно в каждом из четырех мест, в то время как пары целей и пары целей и отвлекающих элементов были всегда представлены в строке или столбце (Duncan et al., 1999). Неспешные устные ответы участников были записаны исследователем, который впоследствии начал следующее испытание. Частичный отчет был разбит на 6 блоков (по 10 испытаний в каждом). Как и в случае с заданием по отчету, вся процедура была записана, и дети получали награды в виде стикеров между ними, а также по завершении задания.

Рисунок 2. Частичное оформление отчета Исследование I и II. T представляет местоположение целевого изображения, а D представляет местоположение изображения-дистрактора.

Рис. 3. Положение символа в частичном отчете, исследование I и II. T представляет собой расположение целевых изображений, а D представляет расположение изображений-дистракторов.

Анализ данных

В соответствии с соображениями, касающимися основной цели исследования и полученной глубины анализа всех данных отчета, был также проведен упрощенный анализ частичных данных отчета с упором на исследование контроля внимания сверху вниз.Это было достигнуто путем анализа количества целей и количества отвлекающих факторов, которые участники сообщили в среднем по всем задачам, а также количества правильных и неправильных испытаний и типов допущенных ошибок. Тем не менее, дизайн теста, принятый для этого исследования, также может быть использован в будущих исследованиях для изучения пространственного смещения внимания.

Результаты

Является ли адаптированная оценка визуального внимания внутренне надежной?

Внутренняя надежность адаптированного теста на зрительное внимание оценивалась с использованием альфы Кронбаха, величины, которая количественно определяет степень, в которой все элементы теста в тесте измеряют одну и ту же конструкцию (Cronbach, 1951).Альфа Кронбаха составила α = 0,95 для всего отчета и α = 0,91 для задачи частичного отчета, что означает высокий уровень согласованности.

Имеются ли доказательства влияния минимального или максимального уровня на выполнение участниками всего отчета и задач частичного отчета?
Результаты всего отчета

Чтобы выяснить, можно ли определить влияние потолка или пола, была изучена общая производительность всех участников по всей задаче отчета. Среднее количество зарегистрированных символов во всех испытаниях всеми 43 участниками было 1.27 ( SD = 0,81) с диапазоном 0–3 символа. При рассмотрении наивысшего балла детей в испытаниях, т. Е. Их максимальной успеваемости, 17 участников (39,5%) набрали 1 балл, 8 участников (18,6%) — 2 балла, а 18 участников (41,8%) — самый высокий балл. из 3. При просмотре неправильно сообщенных символов 76,3% не ответили, а 23,7% — неправильный символ. Никаких эффектов пола или потолка не наблюдалось (таблица 1).

Таблица 1. Среднее значение, стандартное отклонение (SD), медиана (MD) и диапазон количества представленных символов на испытание для всей задачи отчета, Исследования I и II.

Результаты частичного отчета

Испытания с частичным отчетом различались как по количеству мишеней, так и по количеству отвлекающих факторов в рамках одного испытания. В результате производительность может быть оценена с точки зрения общего количества целей, о которых сообщалось для отдельного в ходе испытаний, а также в соответствии с показателями внутри испытания.

Рисунок 4 показывает процент целей / отвлекающих факторов, сообщенных в ходе испытаний для каждого человека. У 43 участников 67,2% целевых символов были указаны правильно.Символы-отвлекающие факторы появлялись в 30,4% случаев. Далее было выявлено, что в то время как 30 участников (69,8%) продемонстрировали высокие способности сообщать о целях, не обращая внимания на отвлекающие факторы (участники значительно ниже линии на Рисунке 4), 13 (30,2%) участников сообщали о целях и отвлекающих факторах без разбора и примерно с той же вероятностью. (участники близки к линии на рисунке 4).

Рисунок 4. Корреляция между указанными целями и отвлекающими факторами в% в частичном отчете, Исследование I.

Анализируя данные для каждого испытания, по всем 43 участникам, 52,3% всех испытаний были представлены правильно, 13,9% — частично правильными — одна из двух отображаемых целей — а остальные 33,8% были указаны неверно. Из этих отчетов об ошибках 46,0% были ложными тревогами (т. Е. Был предоставлен символ, который не был целью или отвлекающим фактором), 35,0% сообщили об отвлекающем элементе вместо цели, 14,1% не ответили и 4,9% были множественными ошибками, т. Е. сообщение о отвлекающем и дополнительном неправильном символе (см. Таблицу 2).Корреляция между правильными испытаниями и испытаниями с описанными дистракторами была значительной ( r = -0,62; p < 0,001). Корреляции между правильными испытаниями и остальными типами ошибок не были значимыми.

Таблица 2. Среднее значение, стандартное отклонение (SD), медиана (MD) и диапазон частичных ответов в отчете в исследовании I в процентах (количество испытаний = 60).

Улучшается ли производительность при выполнении задач с возрастом?

Для изучения влияния на развитие, сначала были использованы результаты всего отчета для изучения корреляции между количеством сообщаемых символов и возрастом участников в месяцах, после чего был исследован потенциальный эффект возраста в результатах частичного отчета.На рисунке 5 показано, что существует значимая взаимосвязь ( r = 0,37; p = 0,02) между выполнением участниками всей задачи отчета и их возрастом в месяцах. В среднем, чем старше были участники, тем большее количество символов они могли сообщить. В частичном отчете связь между возрастом студентов и процентом правильно описанных испытаний также была значимой: r = 0,45, p <0,01.

Рисунок 5. Корреляция между количеством отмеченных символов и возрастом учеников во всем отчете, исследование I.

Каковы подходящие продолжительности воздействия для задания полного отчета для детей в возрасте 4–5 лет?

Все данные отчета показали небольшое увеличение количества зарегистрированных символов с увеличением продолжительности воздействия, при этом среднее количество зарегистрированных символов на 100 мс составило 1,23 ( SD = 0,52), при 150 мсек было 1,26 ( SD = 0,55) , а на 200 мс — 1,30 ( SD = 0.58). Не было значительной разницы между количеством зарегистрированных символов за продолжительность воздействия [ F (3,43) = 0,14, p = 0,87]. Эти результаты показывают, что выбранная продолжительность воздействия для исследования I (100 мс — 150 мс — 200 мс), по всей видимости, оказала лишь небольшое влияние на символы, которые участники могли сообщить во всей задаче отчета.

Резюме исследования I

Целью этого первого исследования было проверить недавно разработанную систему оценки зрительного внимания для детей первого года обучения, основанную на теории зрительного внимания Бундесена (TVA) (Bundesen, 1990, 1998).

По результатам исследования I, тест на зрительное внимание оказался внутренне надежным, продемонстрировав высокий уровень согласованности в целом и в частичном отчете.

При просмотре данных всего отчета не наблюдалось никаких эффектов пола или потолка. Недавно разработанный тест на зрительное внимание обеспечил широкий диапазон показателей для всех 43 участников исследования, что свидетельствует о пригодности и чувствительности оценки. В соответствии с этим, результаты данных частичного отчета предполагают, что требования задачи частичного отчета — отчет о целях при игнорировании отвлекающих факторов — могут быть выполнены участниками.Оценка охватывала диапазон показателей: от участников, демонстрирующих высокие способности называть цели, игнорируя отвлекающие факторы, до тех, кому было намного труднее выполнять эту задачу.

Как и в других исследованиях (например, Riggs et al., 2011), мы потенциально наблюдали прогрессирование в развитии на основании анализа данных всего отчета, предполагающего, что возраст участников оказал влияние на среднее количество заявленных элементов. Этого не удалось найти в результатах частичного отчета. Однако, в отличие от исследований с участием пожилых людей (Habekost, 2015), влияние на производительность в зависимости от времени воздействия было минимальным.

Наконец, хотя приведенные выше результаты подтверждают общую полезность оценки визуального внимания для целевой возрастной группы, исследователи заметили, что более трети участников боролись с вертикальной ориентацией стимулов; согласно Bogon et al. (2014) символы отображались в столбце в левой или правой части экрана во всем отчете. В то время как некоторые дети выразили удивление, заявив, что они никогда не знали, где символы появятся на экране, другие проявили умеренный уровень разочарования, обвиняя отсутствие предсказуемости целевых местоположений в неудачных попытках вспомнить один или несколько символов.

Значение для исследования II

По результатам исследования I были внесены следующие изменения для дальнейшего улучшения пригодности оценки визуального внимания для целевой группы исследования: во-первых, поскольку детям было сложно отображать символы, в пересмотренной версии были представлены символы в горизонтальной строке в центре экрана. Изменение отображения символов в строке было также основано на аргументе, что этот стиль представления больше отражает способ, которым обычно представляется текст, т.е.е., горизонтальными линиями.

Во-вторых, количество символов, показываемых в одном испытании, было увеличено до четырех вместо трех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *