HomeРазноеКогнитивные нарушения у детей что это: причины, признаки и симптомы, диагностика. Блог Лого-Эксперт

Когнитивные нарушения у детей что это: причины, признаки и симптомы, диагностика. Блог Лого-Эксперт

Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата

Внимательно прочитайте эту инструкцию перед тем, как начать прием/ использование этого лекарства.

  • Сохраните инструкцию, она может потребоваться вновь.
  • Если у Вас возникли вопросы, обратитесь к врачу.
  • Это лекарство назначено лично Вам, и его не следует передавать другим лицам, поскольку оно может причинить им вред даже при наличии тех же симптомов, что и у Вас.

Торговое наименование: КОРТЕКСИН®

Группировочное наименование: полипептиды коры головного мозга скота.

Лекарственная форма: лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения.

Состав

Один флакон содержит:

действующее вещество – Кортексин 10 мг (комплекс водорастворимых полипептидных фракций),

вспомогательное вещество – глицин 12 мг (стабилизатор).

Описание

Лиофилизированный порошок или пористая масса белого или белого с желтоватым оттенком цвета.

Фармакотерапевтическая группа: ноотропное средство.

Код АТX: N06BX.

Характеристика

Кортексин – комплекс водорастворимых полипептидных фракций с молекулярной массой не более 10 000 Да.

Содержание

Фармакологическое действие

Фармакодинамика

КОРТЕКСИН® содержит комплекс низкомолекулярных водорастворимых полипептидных фракций, проникающих через гемато энцефалический барьер непосредственно к нервным клеткам. Препарат оказывает ноотропное, нейропротекторное, ант иоксидантное и тканеспецифическое действие.

Ноотропное – улучшает высшие функции головного мозга, процессы обучения и памяти, концентрацию внимани я, устойчивость при различных стрессовых воздействиях.

Нейропротекторное – защищает нейроны от поражения различными эндогенными нейротоксическими факторами (г лутамат, ионы кальция, свободные радикалы), уменьшает токсические эффекты психотропных веществ.

Антиоксидантное – ингибирует перекисное окисление липидов в нейронах, повышает выживаемость нейронов в условиях оксидативного стресса и гипоксии.

Тканеспецифическое – активирует метаболизм нейронов центральной и периферической нервной системы, репар ативные процессы, способствует улучшению функций коры головного мозга и общего тонуса нервной системы.

Механизм действия лекарственного препарата КОРТЕКСИН® обусловлен активацией пептидов нейронов и нейротр офических факторов мозга; оптимизацией баланса метаболизма возбуждающих и тормозных аминокислот, дофамина, серотонина; ГАМКергическим воздействием; снижением уровня пароксизмальной судорожной активности мозга, спос обностью улучшать его биоэлектрическую активность; предотвращением образования свободных радикалов (продукт ов перекисного окисления липидов).

Фармакокинетика

Состав лекарственного препарата КОРТЕКСИН®, действующее вещество которого является комплексом полипептидных фракций, не позволяет провести обычный фармакокинетический анализ отдельных компонентов.

Показания к применению

В комплексной терапии нарушений мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы и ее последствий, энцефалопатий различного генеза, когнитивных нарушений (расстройства памяти и мышления), острых и хронических энцефалитов и энцефаломиелитов, эпилепсии, астенических состояний (надсегментарные вегетативные расстройства), сниженной способности к обучению, задержки психомоторного и речевого развития у детей, различных форм детского церебрального паралича.

Противопоказания

Индивидуальная непереносимость препарата.

Применение при беременности и в период грудного вскармливания

Препарат противопоказан при беременности (из-за отсутствия данных клинических исследований). При необходимости назначения препарата в период лактации следует прекратить грудное вскармливание (из-за отсутствия данных клинических исследований).

Способ применения и дозы

Препарат вводят внутримышечно.

Содержимое флакона перед инъекцией растворяют в 1-2 мл 0,5 % раствора прокаина (новокаина), воды для инъекций или 0,9 % раствора натрия хлорида (направляя иглу к стенке флакона во избежание пенообразования) и вводят однократно ежедневно: взрослым в дозе 10 мг в течение 10 дней; детям при массе тела до 20 кг в дозе 0,5 мг/кг, с массой тела более 20 кг в дозе 10 мг в течение 10 дней.

При необходимости проводят повторный курс через 3-6 месяцев.

При полушарном ишемическом инсульте в остром и раннем восстановительном периодах взрослым в дозе 10 мг 2 раза в сутки (утром и днем) в течение 10 дней, с повторным курсом через 10 дней.

Возможные нежелательные реакции

Следующие нежелательные реакции, наблюдавшиеся во время клинического применения, перечислены ниже в соответствии с системно-органной классификацией, в порядке убывания частоты возникновения: очень часто (≥1/10), часто (≥1/100, но







Системно-органная классификация Очень часто Часто Нечасто Редко Очень редко
Нарушения со стороны иммун-ной системы

Анафилактический шок, ангионевротический отек гортани, кожная сыпь, кожный зуд, гиперемия кожи
Общие расстройства и нарушения в месте введения

Гиперемия в месте введения
Нарушения со стороны нервной системы

Психомоторное возбуждение, нарушение координации движений, бессонница
Нарушения со стороны сердца

Тахикардия
(увеличение частоты сердечных сокращений)
Нарушения психики

Ощущение тревоги

Передозировка

В настоящее время о случаях передозировки препарата не сообщалось.

Взаимодействие с другими лекарственными препаратами

Применение местного анестетика лидокаина в качестве растворителя для приготовления раствора у детей ассоциировано с увеличением тяжести проявлений нежелательных реакций, в связи с чем его применение не рекомендуется. (см. «Особые указания»).

Особые указания

Используйте КОРТЕКСИН® только по назначению врача!

При использовании 0,5 % раствора прокаина (новокаина) в качестве растворителя для препарата КОРТЕКСИН® следует придерживаться информации о противопоказаниях, мерах предосторожности и возрастных ограничениях, изложенной в инструкции по применению прокаина (новокаина).

Применение местного анестетика Лидокаина в качестве растворителя для приготовления раствора лекарственного препарата КОРТЕКСИН® не рекомендуется.

Флакон с растворенным лекарственным препаратом нельзя хранить и использовать после хранения. Раствор препарата КОРТЕКСИН® не рекомендуется смешивать с другими растворами.

Особенности действия лекарственного препарата при первом приеме или при его отмене отсутствуют.

В случае пропуска инъекции не рекомендуется вводить двойную дозу, а провести следующую инъекцию как обычно в намеченный день.
Специальные меры предосторожности при уничтожении неиспользованных лекарственных препаратов не требуются.

Влияние на способность управлять транспортными средствами, механизмами

В случае возникновения симптомов возбуждающего действия (см. раздел «Побочное действие») препарат может оказывать влияние на выполнение потенциально опасных видов деятельности, требующих особого внимания и быстрых реакций (управление автотранспортом, работа с движущимися механизмами).

Форма выпуска

Лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения, 10 мг. По 22 мг лиофилизата во флаконы из бесцветного стекла вместимостью 5 мл, укупоренные пробками резиновыми и обкатанные колпачками алюминиевыми с отрывной пластиковой накладкой оранжевого цвета. По 5 флаконов в контурную ячейковую упаковку из пленки поливинилхлоридной или полиэтилентерефталатной и фольги алюминиевой. По 2 контурные ячейковые упаковки с инструкцией по применению в пачку из картона.

Срок годности

3 года.

Не использовать после срока годности, указанного на упаковке.

Условия хранения

В защищенном от света месте при температуре не выше 25 °С.

Хранить в недоступном для детей месте.

Условия отпуска

Отпускают по рецепту.

Производитель

  1. ООО «ГЕРОФАРМ», Россия
  2. ООО Фирма «ФЕРМЕНТ», Россия

Адрес производителя / места производства

  1. Россия, 196158, г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13, лит. ВИ, лит. ВЛ;
    Россия, 142279, Московская обл., Серпуховский муниципальный район, городское поселение Оболенск, район р.п. Оболенск, стр. № 5
  2. Россия, 143422, Московская обл., Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, «Биомед» им. Мечникова.

Организация, принимающая претензии

ООО «ГЕРОФАРМ»,

Российская Федерация, 191144, Санкт-Петербург, Дегтярный переулок, д.11, лит. Б

Телефон: (812) 703-79-75 (многоканальный), факс: (812) 703-79-76

Телефон горячей линии: 8-800-333-4376 (звонок по России бесплатный)

www.cortexin.ru

www.geropharm.ru

Информацию о нежелательных реакциях просим направлять на электронный адрес [email protected] или по контактам ООО «ГЕРОФАРМ», указанным выше.

причины, признаки и симптомы, диагностика. Блог Лого-Эксперт

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как: 

  1. внутриутробная гипоксия; 
  2. гипоксия в родах; 
  3. родовые травмы; 
  4. инфекционные заболевания Центральной нервной системы; 
  5. недостаток витаминов в раннем возрасте; 
  6. травмы головного мозга. 

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы. 

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка. 

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист. 

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы. 

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий. 

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений: 

  1. Учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память. 
  2. Развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций. 
  3. Пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи. 
  4. Составляйте рассказы по картинкам. 
  5. Находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость. 
  6. Считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств. 
  7. Играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию. 
  8. Собирайте пазлы. 
  9. Составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления). 
  10. С маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.

Расстройства когнитивных функций и отставание в развитии у детей

Изложить вкратце все факторы, которые влияют на когнитивное развитие ребёнка, достаточно сложно — специалистам на эту тему читают годичный курс лекций в университетах. Но можно обозначить несколько основных, которые играют определяющую роль в развитии ребёнка как личности (а, следовательно, и его дальнейшей судьбе) и при этом всецело зависят от родителей.

Depositphotos_44400491_s.jpg


Факторы развития личности





Все факторы, так или иначе влияющие на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка, можно условно поделить на 2 большие группы: органические и социокультурные. К органическим факторам относятся генетические задатки, которые ребёнок наследует от своих родителей. Разумеется, и эта наследственность не безусловна и во многом зависит от того, как протекала беременность. Непрерывный стресс, вредные привычки матери, недостаток кислорода и питательных веществ и другие потенциально опасные обстоятельства внутриутробного развития ребёнка в дальнейшем могут привести к различным патологиям в его психическом и личностном развитии.


Хороший социоэкономический статус подразумевает, что в распоряжении родителей есть достаточно времени и средств, чтобы обеспечить своему ребёнку всё необходимое для его благополучного ментального развития — в первую очередь своё внимание.

Но не менее важным в формировании здоровой эмоциональной и интеллектуальной конституции ребёнка является его социальное окружение, которое в первую очередь характеризуется таким понятием как социоэкономический статус. Несмотря на определение «-экономический» в названии этого фактора, он имеет весьма опосредованное отношение к материальному благополучию семьи, хотя отчасти и обусловлен им. Хороший социоэкономический статус подразумевает, что в распоряжении родителей есть достаточно времени и средств, чтобы обеспечить своему ребёнку всё необходимое для его благополучного ментального развития — в первую очередь своё внимание.

Если родители постоянно заняты своими делами — вне зависимости от того, сводят ли они концы с концами, выбиваясь из сил на трёх работах, или сконцентрированы на собственной карьере в крупной и успешной компании — и уделяют критически мало внимания общению со своим ребёнком, это неизбежно отразится на его развитии негативным образом. То есть социоэкономический статус как фактор когнитивного развития означает возможность родителей обеспечить своему ребёнку должное внимание, быть чутким в отношении не только его материальных, но и эмоциональных потребностей.

Что играет определяющую роль: наследственность или социальное окружение?


Читайте также



Мифы об аутизме  

Материальное благополучие семьи входит в понятие социоэкономического статуса и косвенно влияет на когнитивное развитие ребёнка. Возможность выстраивать различные логические и эмоциональные взаимосвязи, развивать фантазию, внимание, ассоциативное и абстрактное мышление посредством игр, прогулок, наблюдения за животными, самостоятельного чтения или восприятия на слух — всё это обусловлено разнообразием объектов материального мира в период раннего развития ребёнка и во многом определяет горизонт его ассоциативного мышления. Грубо говоря, если ребёнок растёт на пустыре, где нет ничего, кроме фонарного столба, его ассоциативное мышление будет ограничено только одним этим объектом.

Впрочем, мы не случайно начали с органических факторов, определяющих когнитивное развитие. При любом социокультурном статусе именно они задают индивидуальный темп развития ребёнка. Есть дети, которые легко усваивают и оперируют информацией безо всякой предварительной подготовки. Есть те, кто до какого-то возраста не может справляться с домашними заданиями без посторонней помощи. Роль родителей в этих случаях сводится к минимуму и чаще всего приходится на момент зачатия — это исключительно фактор генетической предрасположенности.

Как определить нарушения в развитии?





Но если с успехами всё просто, то как распознать отклонения в развитии? Как понять, что задержка в развитии индивидуальных способностей обусловлена не внутренним темпом, а внешними факторами или личностной патологией?

В детской психологии давно известны и описаны определённые этапы личностного развития — своего рода хронометраж, на который могут ориентироваться и родители, и специалисты. Известно, что ребёнок должен начать говорить не позже 2 лет — он может начать это делать и в 9 месяцев, и в 1,5 года, но если к 2 годам ребёнок не произнёс ни единого слова, возможно, это повод показаться специалисту.


Формирование когнитивных способностей, хоть и задано генетически, не происходит без участия родителей.

Точно так же известно, что к определённому возрасту ребёнок должен самостоятельно собирать пирамиду, условно, из трёх составляющих — это свидетельствует о том, что у него нормально развивается мелкая моторика. А на другом известном отрезке времени — начать проявлять интерес и контактировать с другими детьми в своём окружении, и в 7 лет при условии, что все когнитивные функции работают нормально, пойти в школу. Ориентируясь на эти общеизвестные отрезки времени и делая скидку на индивидуальные особенности ребёнка, можно самостоятельно судить о том, насколько нормальными являются темпы его развития.

Роль родителей в формировании личности ребёнка





Формирование когнитивных способностей, хоть и задано генетически, не происходит без участия родителей. К сожалению, современный образ жизни накладывает на это участие определённые ограничения и требования. Ритм жизни и развитие технологий сегодня зачастую разделяют родителей и детей. Вместо того, чтобы общаться, заниматься их воспитанием и развитием, родители подменяют своё непосредственное участие технологическими гаджетами или бесчисленными секциями и группами так называемого раннего развития, куда ребёнок отправляется едва ли не с самого рождения.

Чем опасно для нормального когнитивного развития и то, и другое? Технологические гаджеты (смартфоны, компьютеры и планшеты) устроены так, что оперируют в основном визуальной информацией: иконки и виртуальные объекты — это интепретированные символы, информация, которая не требует от мозга каких-либо усилий по её распознаванию и восприятию. Таким образом, она лишает ребёнка функции абстрактного мышления за ненадобностью.

Графическая информация, которую ребёнок видит в книге, более абстрактна — она заставляет мозг трудиться: он должен интерпретировать изображение и его описание, соединить их воедино в своём воображении, визуализировать действие или понятие, которое они описывают. В этом процессе участвуют определённые отделы коры головного мозга, которые ответственны за формирование абстрактного мышления, являющегося вершиной когнитивного развития в раннем возрасте.

Влияние современных технологий на когнитивное развитие ребёнка





Нельзя утверждать, что в случае злоупотребления «виртуальной» информацией абстрактное мышление полностью атрофируется. Но ребёнку становится труднее им пользоваться, строить собственные или понимать чужие логические взаимосвязи. А ведь реальная жизнь, где ему понадобятся эти качества, протекает за пределами экрана смартфона и компьютера.


Качественное общение, среди прочего, подразумевает, например, ответы на бесконечные детские вопросы, которые ребёнок задаёт по ходу своего развития.

С развитием интернет-технологий дети получили широкий доступ ко всей информации, которую человечество накопило за десятки тысяч лет своего существования. Но станут ли они от этого умнее? Индивидуальный уровень знаний, по наблюдениям специалистов, снижается, во многом благодаря тому, что у нового поколения нет необходимости аккумулировать и интерпретировать информацию самостоятельно, когда для этого есть интернет-технологии. Но не будем забывать, что технологии — лишь средство, полезный инструмент для тех, кто умеет им пользоваться, то есть воспринимать, сравнивать и обрабатывать полученную информацию в нужных ему целях. Получается, что дети получают технологию, которая позволяет им обходиться без абстрактного мышления и аналитических способностей, но в то же время лишает их возможности пользоваться её преимуществами.

Таким детям сложно создавать ассоциативные связи, их кругозор сужен, поэтому вскоре начинается общее отставание в развитии. Трудно сказать, какими причинами оно обусловлено в первую очередь, органическими (не развились определённые участки мозга) или культурными, но, исходя из очевидного, можно сделать предположение в пользу последних.

Поэтому родители должны уделять внимание качественному общению со своим ребёнком, а не подменять его техническими суррогатами. Качественное общение, среди прочего, подразумевает, например, ответы на бесконечные детские вопросы, которые ребёнок задаёт по ходу своего развития. В данном случае важны не достоверные ответы, а сам факт обратной связи со своим ребёнком.

Возможные последствия нарушений развития у детей





К каким жизненным проблемам могут привести нарушения в когнитивном развитии в раннем возрасте? В первую очередь это сниженная способность к абстрактному мышлению: ребёнок не понимает значения отдельных слов, не может сделать самостоятельное умозаключение, выделить основное из поступающей ему информации. А в современном мире информация — это то, чем мы вынуждены оперировать непрерывно.

Читайте также



Чем синдром Аспергера отличается от аутизма?  

В социальном плане абстрактное мышление отвечает за формирование дружеских и партнёрских связей в будущем: ребёнок должен учиться понимать окружающих людей, свои сходства и отличия от них, чтобы выстраивать коммуникацию и налаживать бытовые связи. Это то, без чего невозможно представить нормальную человеческую жизнь в отличие от телевидения и гаджетов. В крайней форме проблемы когнитивного развития, обусловленные нарушениями в эмоциональной сфере жизни ребёнка, могут впоследствии привести к развитию социопатии.

Другой тип проблем, связанных с нарушениями когнитивного развития, — это сужение личностных интересов: когда ребёнок не интересуется ничем, кроме своих базовых, примитивных потребностей. Это значительно сужает социальное окружение ребёнка: он не в состоянии поддерживать отношения с теми людьми, дружба с которыми развивала бы его как личность.

Скорректировать когнитивное развитие можно — и тому есть много примеров. Но только до определённого возвраста, ориентировочно 10-12 лет. После этого личность ребёнка «кристаллизуется», и изменить её будет очень сложно. В любом случае предшествующий изменениям «неблагополучный» период повлияет на развитие личности — ничто не проходит бесследно.

Когнитивные нарушения у детей: степени расстройства

Когнитивные нарушения у детей Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации. Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.

Симптомы

Нарушение когнитивных функций проявляется в снижении познавательных способностей. Ухудшается запоминание, кратковременная и долговременная память (см. Нарушение памяти у детей). Возникают проблемы с усвоением информации, ее воспроизведением – пересказом и ответами на вопросы педагогов. Тяжесть проявлений зависит от степени поражения головного мозга, а также педагогической запущенности малыша.

Легкое когнитивное расстройство у ребенка обычно характеризуется синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, арифметической и аграмматической дислексией, расстройством речи. У таких индивидуумов отмечается неусидчивость, раздражительность, невозможность сосредоточиться, иногда заикание, вследствие чего и возникают проблемы с учебой.

Легкое снижение когнитивных функций у детей обычно принимается педагогами и родителями за слабоволие и плохое поведение, что затрудняет коррекцию. Первые проявления наблюдаются в возрасте 5-7 лет, когда ребенок поступает в школу. Такая степень довольно проста в коррекции и прогноз благоприятен.

Как лечить аутизм Важно узнать, как лечить аутизм у детей и стабилизировать их состояние.

Что такое синдром дефицита внимания у детей: признаки, причины, лечение.

Умеренное нарушение когнитивных функций у детей обычно сопровождается детским церебральным параличом, эпилептическим синдромом и другими неврологическими отклонениями. При этом у ребенка имеется задержка психомоторного развития. Речевое научение затормаживается. Возможны также проблемы с двигательной гиперактивностью и повышенной нервной возбудимостью.

Тяжелое расстройство когнитивных функций наиболее сложно для коррекции. Наблюдается у малышей с врожденными генетическими дефектами (болезнью Дауна, гликогенозами). Отмечаются следующие симптомы:

  1. Неспособность к самообслуживанию.
  2. Грубое расстройство речевого развития.
  3. Судороги, длительный надрывный плач.

Такие дети после должной педагогической коррекции могут приспосабливаться к жизни и социализироваться, однако требуется помощь родственников или опекунов.

Причины когнитивных нарушений

Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:

  1. Внутриутробные инфекции.
  2. Родовые, черепно-мозговые травмы.
  3. Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
  4. Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
  5. Нарушения родового процесса.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
  7. Органические патологии – гидроцефалия.

Причинами нарушения когнитивных функцийВнутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.

Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.

Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.

Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.

Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.

Диагностика когнитивных нарушений

Выявление расстройства когнитивных функций – непростая задача. Необходим осмотр невропатолога (новорожденных, грудных детей) для исследования рефлексов и мышечного тонуса, беседа с педагогами.

Чтобы обнаружить тяжелые нарушения формирования головного мозга, следует провести основательную диагностику при помощи методов:

  1. Эхоэнцефалографии или нейросонографии у новорожденных.
  2. Электроэнцефалографии.
  3. РЭГ.
  4. Ультразвукового исследования сосудов – допплерографии.
  5. Миометрии.

Лечение когнитивных нарушений

При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях. Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью. Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.

При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.

Назначают следующее лечение:

  1. Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
  2. Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
  3. Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
  4. Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
  5. Санаторно-курортное лечение.

ДислексияПолезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.

Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.

При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.

Заключение

Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогич

Возможности регуляции когнитивной функции у детей применением витаминно-минеральных комплексов | Ших Е.В., Махова А.А.

Фильтр по сайту

Все статьи

Актуальная проблема

Актуальная тема

Акушерство

Аллергология

Анальгетики

Ангиология

Анестезиология

Антибиотики

Болевой синдром

Болезни дыхательных путей

Болезни органов пищеварения

Вакцинация

Вакцинопрофилактика

Венерология

Витамины

Гастроэнтерология

Гематология

Гемостаз

Генетика

Гериатрия

Гинекология

Дерматология

Детская хирургия

Диагностика

Дифференциальная диагностика

Женская консультация

Заболевания костно-мышечной системы

Иммунология

Иммунопрофилактика

Интервью

Интересные факты

Инфекционные болезни

История болезни

История медицины

Кардиология

Клиническая лабораторная диагностика

Клиническая фармакология

Клиническая фармакология

Клинические исследования

Клинические рекомендации

Клинические тесты

Клинический опыт

Клинический разбор

Колопроктология

Косметология

Мнение эксперта

Наркология

Неврология

Нейрохирургия

Неотложная терапия

Нефрология

Общие статьи

Онкология

Организация здравоохранения и общественное здоровье

Ортопедия

Оториноларингология

Офтальмология

Патологическая анатомия

Педиатрия

Пластическая хирургия

Пострелиз конференции

Проктология

Промышленная фармация

Профпатология

Психиатрия

Психология

Психосоматика

Пульмонология

Реаниматология

Ревматология

Рентгенология

Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение

Сердечно-сосудистая хирургия

Скорая медицинская помощь

Слово редактора

Смежные проблемы кардиологии

Смежные проблемы неврологии

Смежные проблемы оториноларингология

Смежные проблемы урологии

Спортивная медицина

Стоматология

Терапия

Терапия боли

Токсикология

Травматология

Урология

Урология. Библиотека пациента

Физиотерапия

Физическая и реабилитационная медицина

Фтизиатрия

Фундаментальная медицина

Функциональная диагностика

Хирургия

Эндоболизм

Эндокринология

Эндоскопия

Эпидемиология

Юбилейные поздравления

Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема | Екушева Е.В.

Статья посвящена актуальной междисциплинарной проблеме когнитивных нарушений. Показано, что своевременное выявление и назначение патогенетически обоснованной терапии принципиально важно, поскольку способствует функциональному восстановлению церебральных структур и предотвращает необратимые последствия.

Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема

    Введение

    Когнитивные расстройства, или когнитивные нарушения (КН), являются одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, с которой сталкиваются врачи различных специальностей в клинической практике. Выраженные расстройства когнитивных функций нарушают бытовую, социальную и профессиональную деятельность, приводят к снижению качества жизни, а в ряде случаев к инвалидизации и развитию полной зависимости от окружающих, что наиболее часто наблюдается у людей пожилого и старческого возраста. Распространенность КН, не достигающих степени деменции, составляет 15–20% [1]. Показано, что по мере старения, частота встречаемости КН прогрессивно увеличивается: от 20% у людей 60–69 лет до более чем 40% — старше 85 лет [1].
    На сегодняшний день в мире почти у 50 млн людей отмечается деменция, и каждый год регистрируется около 10 млн новых случаев этого заболевания [2]. По прогнозам специалистов, к 2030 г. количество людей, страдающих деменцией, удвоится, а к 2050 г. — утроится, и будет составлять более 130 млн человек [2, 3]. Пациенты с деменцией требуют существенных затрат, и наблюдается тенденция к их дальнейшему росту [2].
    В большинстве случаев развитию деменции в течение длительного периода предшествуют малосимптомные расстройства когнитивных функций, поэтому основное внимание клиницистов должно быть направлено на своевременную диагностику, исключение потенциально курабельных состояний и заболеваний и максимально раннее начало терапии имеющихся недементных нарушений. На уровне первичного звена здравоохранения существуют значительные трудности в диагностике и последующей терапии КН. Возможными причинами этого являются отсутствие активных жалоб пациентов на когнитивный дефицит и явных клинических симптомов нарушений познавательной сферы, недостаточный навык врача при ее тестировании и сомнения клинициста в курабельности данной патологии. Так, при скрининговом обследовании пациентов старше 65 лет с целью выявления КН врачами общей практики деменция была обнаружена в 8,8% случаев, при том что 67% исследуемых не предъявляли каких-либо жалоб на нарушение когнитивных функций [4].

   Когнитивные функции, когнитивный резерв

  Когнитивные, или познавательные, функции представляют собой наиболее     сложно организованные функции головного мозга, с помощью которых происходит процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Они развиваются сразу после рождения человека, их дальнейшее формирование происходит по мере взросления и обучения индивидуума, а также влияния социума. Важным фактором для развития КН является так называемый когнитивный, или церебральный, резерв — способность нейрональных структур головного мозга успешно функционировать в условиях повышенной нагрузки, при возрастных изменениях или при различных патологических процессах (инсульт, черепно-мозговая травма, нейродегенеративные заболевания и др.) [5]. Для этого требуется эффективная и динамичная интеграция как отдельных, так и взаимосвязанных корковых областей головного мозга.
    Одним из факторов, определяющих степень когнитивного и нейропластического потенциала и обеспечивающих процессы обучения и памяти, является адекватное функционирование и пластичность синапсов в структурах центральной нервной системы (ЦНС) [6]. Поэтому неудивительно, что значительная потеря этих нейрональных образований при старении и различных по этиологии заболеваниях (первично-дегенеративных, включая болезнь Альцгеймера, сосудистых, вирусных, травматических и пр.) может клинически выражаться развитием нейропсихиатрических синдромов. В частности, при болезни Альцгеймера утрата синапсов тесно коррелирует с выраженностью когнитивного дефекта, причем синаптическая дисфункция за много лет предшествует гибели нейронов [6].
    Помимо врожденных анатомо-функциональных особенностей церебральных структур, определяющее значение для формирования и поддержания когнитивного резерва имеют уровень интеллектуального развития и активное функционирование нейрональных структур головного мозга в течение всей жизни [7], в частности интеллектуальная деятельность, регулярная физическая нагрузка и активное социальное поведение, включая трудовую деятельность и досуг [8].
    Факторы, поддерживающие когнитивный резерв и положительно влияющие на когнитивные функции:
    увеличение когнитивного резерва: поддержание высокой умственной    активности, эмоциональная насыщенность, широкие социальные контакты,     нейропсихологический тренинг;
    регулярные дозированные физические нагрузки;
    поддержание оптимальной массы тела;
    средиземноморская диета, умеренное употребление алкоголя;
    отказ от курения.
    С помощью клинико-анатомических исследований продемонстрировано, что даже несколько лет образования могут увеличивать когнитивный резерв [5], а лица с высоким церебральным ресурсом имеют меньший шанс развития в дальнейшем умеренных КН и демен-
ции [5, 9]. Наличие когнитивного резерва в значительной степени нивелирует неблагоприятное влияние различных патологических факторов на когнитивную сферу, включая существующие лакунарные инсульты и изменения альцгеймеровского типа [10].
    У здоровых людей с помощью нейровизуализационных методов исследования продемонстрированы индивидуальные структурные и функциональные особенности головного мозга [11, 12], причем в имеющихся различиях определенную роль играет фактор пола, в т. ч. в процессе нормального старения [13, 14]. В частности, головной мозг женщин отличается бóльшим количеством анатомических связей и более высоким уровнем энергопотребления в функционально значимых церебральных областях [15]. Это позволяет осуществлять интегрированные и высокоспециализированные процессы, требующие синхронизации межнейрональных связей и систем, а с другой стороны, приводит к бóльшей уязвимости церебральных структур в условиях патологии и развитию различных нейродегенеративных заболеваний, например болезни Альцгеймера [15].

    Старение и когнитивные функции

    Топологическая структура головного мозга человека меняется в течение всей жизни, с возрастом происходит в первую очередь уменьшение его объема и массы, что обусловливает сглаживание борозд и извилин, расширение субарахноидальных пространств и желудочков, определяемых при нейровизуализационных исследованиях головного мозга. В период от 60 до 90 лет отмечается редукция гиппокампа на 35%, коры — на 15%, белого вещества мозга — на 25%, и протяженность миелинизированных аксонов уменьшается почти наполовину [16]. Толщина кортикального и субкортикального слоев головного мозга может меняться в течение одного года на 0,5–1,05%, что сопровождается снижением числа синаптических соединений и модулей нейронов, в т. ч. ответственных за контроль когнитивной деятельности, и соответственно уменьшением межнейрональных контактов и связей [16]. Данные исследований демонстрируют снижение общего количества нейронов в определенных церебральных областях на 45% к 90-летнему возрасту [17, 18].
   

При нормальном старении наблюдаются определенные особенности когнитивной сферы человека: замедление скорости реакции, переработки информации и темпа деятельности, затруднение длительной концентрации и бóльшая утомляемость, более медленное усвоение новых навыков и редукция так называемого «подвижного» интеллекта — способности решать задачи, не опираясь на имеющиеся знания или опыт [5]. Однако при овладении вновь полученными навыками, независимо от возраста, человек без труда пользуется ими. С возрастом наблюдаются снижение объема оперативной памяти, определенные проблемы при обучении и запоминании текущей информации, некоторая ригидность мышления или сложности при смене программы совершаемых или планируемых действий. Замедление темпа познавательных процессов у людей в пожилом и старческом возрасте приводит также к снижению интегративных творческих способностей [7]. Возможными механизмами, лежащими в основе возрастных изменений когнитивных функций у человека, являются снижение уровня энергетического обеспечения интегративной и психической деятельности и преобладание тормозных процессов в общемозговой активности, характер и степень которых достаточно вариабельны.
    На возникновение первых симптомов КН и их дальнейшее прогрессирование существенное влияние оказывает ряд факторов, многие из которых являются модифицируемыми или корригируемыми [5].
    Корригируемые факторы:
    артериальная гипертензия;
    гиперлипидемия;
    сахарный диабет;
    дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты;
    ожирение;
    курение;
    злоупотребление алкоголем;
    гиподинамия;
    низкий уровень образования.
    Некорригируемые факторы:
    пожилой возраст;
    генетическая предрасположенность;
    семейный анамнез;
    женский пол;
    черепно-мозговая травма в анамнезе;
    депрессия в анамнезе.
    Наличие и длительность артериальной гипертензии способствуют формированию субкортикального и перивентрикулярного лейкоареоза [19]. При этом даже эпизодическое повышение артериального давления (АД), в т. ч. во время сна, сопровождается не только развитием лейкоареоза, но и церебральной атрофии [5]. Показано, что более четверти случаев развития деменции у пожилых обусловлены неадекватной коррекцией у них артериальной гипертензии в среднем возрасте [19]. Имеющиеся данные свидетельствуют о важности выявления и последующего лечения сосудистых факторов риска КН, что позволяет уменьшить риск развития деменции в пожилом и старческом возрасте [20, 21], при этом особое внимание уделяется адекватной коррекции АД, что предотвращает в дальнейшем развитие лейкоареоза и церебральных инфарктов [22].
    Важно заметить, что КН, в т. ч. деменция, не являются следствием возрастных изменений в процессе нормального старения; лишь снижение познавательных процессов у пожилых людей, сопровождающееся бытовой, профессиональной и социальной дезадаптацией, можно относить к патологическому состоянию, требующему пристального внимания, обязательного диагностического скрининга (с исключением потенциально курабельных заболеваний) и дальнейших терапевтических воздействий.

    Недементные когнитивные нарушения

    КН представляют собой снижение одной или нескольких познавательных функций по сравнению с ранее имеющимся уровнем [23]. КН могут иметь разную степень выраженности, они наблюдаются при большом количестве заболеваний, и в клинической практике такие пациенты оказываются на приеме у врачей разных специальностей.
    Субклинические КН (СКН) возникают у людей в активном и трудоспособном возрасте, наблюдаясь в среднем у 12% населения [24]. Спектр жалоб при этом неспецифичен и включает повышенную забывчивость и утомляемость при умственной нагрузке, снижение концентрации внимания. Они беспокоят пациентов, заставляя повторно обращаться к врачу, но не подтверждаются данными нейропсихологического обследования и совершенно незаметны для окружающих людей [25].
    Диагностические критерии СКН [25]:
    жалобы на стойкое ухудшение умственной работоспособности по сравнению с ранее имеющейся, возникшее без видимой причины;
    отсутствие отклонений от возрастной нормы при выполнении стандартных нейропсихологических тестов для диагностики КН;
    исключены умеренные и выраженные (деменция) КН;
    предъявляемые жалобы на нарушение когнитивных функций не связаны с текущими и/или установленными неврологическими (кроме нейродегенеративных заболеваний), психиатрическими, соматическими заболеваниями или использованием лекарственных препаратов.
    Вместе с тем показано, что в 6,7% случаев у лиц, отмечающих СКН, в течение года развиваются легкие или умеренные КН [26]. Данные нейровизуализационных исследований демонстрируют у пациентов с СКН статистически значимое уменьшение объема энторинальной коры, ответственной за эпизодическую, семантическую и автобиографическую память [27], и наличие соответствующих биомаркеров в спинномозговой жидкости [25], 
что позволяет многим исследователям рассматривать СКН как наиболее раннюю стадию нейродегенеративных заболеваний [25, 27]. Результаты двух метаанализов свидетельствуют об увеличенном в 2 раза риске возникновения умеренных КН и деменции при наличии у пациентов СКН [28, 29].
    При легких КН (ЛКН) наблюдается снижение познавательных функций, и отклонения можно обнаружить только при выполнении сложных нейропсихологических тестов. Наличие ЛКН не вызывает у пациентов профессиональной, социальной или бытовой дезадаптации. Пациенты с СКН и ЛКН представляют достаточно гетерогенную группу, включающую больных с тревожными, депрессивными, ипохондрическими и астеническими расстройствами, адекватная коррекция которых приводит к значимому клиническому эффекту, а также лиц с изначально бóльшим когнитивным резервом и высоким интеллектуальным уровнем развития, снижение которого не всегда можно обнаружить при использовании тестов, ориентированных на среднестатистический уровень. В этом случае важно ориентироваться на стойкость предъявляемых жалоб и толерантность к умственным нагрузками в обычной жизни как на возможные симптомы развивающегося нейродегенеративного процесса на доклиническом уровне. Пациенты с СКН и ЛКН требуют динамического наблюдения, соблюдения поведенческих рекомендаций, оказывающих положительное влияние на когнитивные функции, и коррекции имеющихся факторов риска развития КН.
    Пристальное внимание клиницистов последние годы привлекают умеренные КН (УКН), заметные для пациента и окружающих его людей и являющиеся явным клиническим синдромом, подтвержденным с помощью данных нейропсихологического тестирования. При этом наличие УКН не вызывает профессиональной дезадаптации и не нарушает самостоятельности пациента в повседневной жизни. Модифицированные диагностические критерии синдрома УКН [30]:
    наличие КН, о которых сообщают пациент и/или лица из его ближайшего окружения;
    снижение когнитивных способностей по сравнению с исходным более высоким уровнем, свидетельства которых получены от пациента и/или его ближайшего окружения;
    наличие объективных проявлений нарушений памяти и/или других когнитивных функций, по данным нейропсихологических тестов;
    отсутствие нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, при этом могут отмечаться нарушения сложных видов деятельности;
    отсутствие деменции.
    Углубленное исследование данных расстройств позволит лучше изучить клинические и патогенетические особенности наиболее ранних дементных нарушений и выявить пациентов с негрубым когнитивным дефицитом, находящихся в группе риска дальнейшего развития деменции [5], а также позволит как можно раньше использовать разнообразные терапевтические стратегии, обоснованные в зависимости от выявленной этиологии.
    Этиопатогенетические причины в основе развития КН весьма разнообразны. Значительное число заболеваний, связанных с поражением ЦНС, сопровождаются развитием КН разной степени выраженности. К ним относятся нейродегенеративные и демиелинизирующие заболевания, нейроинфекции, сосудистые заболевания головного мозга, травматические повреждения, опухоли головного мозга и др. В частности, у 10–82% больных после инсульта отмечаются КН в виде снижения скорости психомоторных реакций, нарушения исполнительных и зрительно-пространственных функций и конструктивных способностей [31], при этом восстановление нарушенных функций в течение полугода возможно на 35–80%, в течение 2 лет когнитивный статус значительной части пациентов остается стабильным или улучшается: в 14% случаев — от постинсультной деменции до КН, не достигающих степени деменции [31]. Эти данные свидетельствуют об адаптивной пластической перестройке высших мозговых функций в постинсультный период [5]. Вместе с тем в большинстве исследований оценка когнитивной сферы проводится лишь через 3 мес. от начала заболевания, а адекватное патогенетически обоснованное лечение получает меньшая часть пациентов [31].

    Тактика ведения пациентов с когнитивными нарушениями

    Общими принципами

Роль образования и интеллектуальной деятельности в познании

logo

  • Журналы
  • Публикуйте вместе с нами
  • Издательское сотрудничество
  • О нас
  • Блог

Журнал исследований старения

+ Меню журнала  PDF

или Обзор журнала

Для авторов РецензентамДля редакторовСодержание

Специальные выпуски

Журнал исследований старения / 2012 / СтатьиСтатьи Разделы

На этой странице

РезюмеМетодыРезультатыОбсуждение БлагодарностиСсылки Авторское право

Боль у детей: оценка и нефармакологическое лечение

Восприятие боли у детей часто сложно и сложно.Кроме того, обезболивание у детей не всегда оптимизируется в различных медицинских учреждениях, в том числе в отделениях неотложной помощи. Представлен обзор шкал оценки боли, которые можно использовать у детей любого возраста, и обсуждение важности боли для контроля и отвлечения внимания во время болезненных процедур. Возрастные нефармакологические вмешательства, используемые для снятия боли у детей, наиболее эффективны, если они адаптированы к уровню развития ребенка. Техники отвлечения внимания часто предлагаются медсестрами, родителями или детскими специалистами и помогают облегчить боль во время процедур.

1. Введение

Для педиатрических пациентов, поступающих в отделение неотложной помощи, медицинские процедуры часто бывают болезненными, неожиданными и усугубляются ситуационным стрессом и тревогой, что в целом приводит к неприятным ощущениям. Хотя принципы оценки боли и управления ею применяются на протяжении всей жизни человека, младенцы и дети представляют собой уникальные проблемы, которые требуют учета возраста ребенка, уровня развития, когнитивных и коммуникативных навыков, предыдущего опыта боли и связанных с ними убеждений [1].Согласно Международной ассоциации изучения боли, «боль — это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с фактическим или потенциальным повреждением тканей». Восприятие боли в педиатрии сложное и влечет за собой физиологические, психологические, поведенческие факторы и факторы развития [1]. Однако, несмотря на частоту, боль у младенцев, детей и подростков часто недооценивается и не лечится [2]. Также было показано, что младенцы и дети, которые испытывают боль в раннем возрасте, демонстрируют долгосрочные изменения с точки зрения восприятия боли и связанного с ней поведения [2].Медицинские работники в этой обстановке несут ответственность за максимальное уменьшение боли и беспокойства при сохранении безопасности пациентов.

Боль у младенцев и детей трудно оценить, что привело к созданию множества инструментов и оценок для контроля боли с учетом возраста. Медицинские работники должны уметь обнаруживать симптомы и признаки боли в разных возрастных группах и определять, вызваны ли эти симптомы болью или другими факторами [1]. Специалистам здравоохранения трудно предвидеть, какие системы измерения применимы для точного измерения боли в педиатрической популяции [1].Специалисты в области здравоохранения часто предпочитают практические методы, которые надежно отслеживают переживания ребенка и контроль боли с течением времени, тогда как исследователи, как правило, сосредотачиваются на инструментах, надежность которых тщательно проверена различными наблюдателями. Таким образом, может быть трудно достичь баланса [1]. Препятствия на пути к обезболиванию у детей многочисленны и включают неточности в отношении патофизиологических механизмов боли с такими утверждениями, как «дети не чувствуют боли так, как взрослые» [3], опасения относительно использования фармакологических средств и недостаток знаний о методах обезболивания. оценка [3, 4].Эти мифы и другие факторы, такие как личные ценности и убеждения, препятствуют адекватной идентификации и облегчению боли для всех детей [2, 3].

Эффективный уход в педиатрии требует особого внимания к стадии развития ребенка. В текущих исследованиях недостаточно обсуждается эффективность определенных инструментов и измерений, используемых для оценки боли у детей разного возраста [5]. Переживание боли и стратегии преодоления с точки зрения развития также ограничены.В этой статье наша цель — обратиться к потенциальным источникам измерения боли и реакции на контроль боли и отвлечение на основе этапов развития ребенка. Фармакологическое лечение боли не будет обсуждаться, поскольку оно выходит за рамки данной статьи.

2. Инструменты для оценки боли

Трудно добиться точного измерения боли у детей. В настоящее время используются три основных метода измерения интенсивности боли: самооценка, поведенческие и физиологические измерения.Меры самоотчета являются оптимальными и наиболее достоверными [4]. Как вербальные, так и невербальные отчеты требуют определенного уровня когнитивного и языкового развития, чтобы ребенок мог понимать и давать надежные ответы [4]. Способность детей описывать боль возрастает с возрастом и опытом, а также меняется на протяжении их стадии развития [4]. Хотя наблюдаемые отчеты о боли и стрессе предоставляют полезную информацию, особенно для детей младшего возраста, они зависят от людей, заполняющих отчет [6].Поведенческие меры включают оценку плача, выражения лица, положения тела и движений. Они чаще используются с новорожденными, младенцами и детьми младшего возраста, которым трудно общаться [7]. Физиологические показатели включают оценку частоты сердечных сокращений, артериального давления, дыхания, сатурации кислорода, потоотделения Палмера и иногда нейроэндокринных реакций [8]. Тем не менее, они обычно используются в сочетании с поведенческими показателями и самоотчетами, поскольку они обычно действительны для кратковременной острой боли и различаются в зависимости от общего состояния здоровья и возраста созревания младенца или ребенка [8].Кроме того, аналогичные физиологические реакции также возникают во время стресса, что приводит к затруднению распознавания.

Что такое когнитивные нарушения? (с иллюстрациями)

Когнитивные нарушения выражаются в огромном диапазоне умственных отклонений от очень незначительных до чрезвычайно тяжелых у взрослых и детей, страдающих от различных заболеваний. Люди могут быть временно ослаблены, иметь состояния, диагностированные как легкие когнитивные нарушения, страдать от болезней, приводящих к прогрессирующим нарушениям, или просто иметь более низкий уровень способности учиться или запоминать (как с умственной отсталостью), который будет оставаться постоянным на протяжении всей жизни.У любого человека с когнитивными нарушениями могут отсутствовать в большей или меньшей степени определенные «нормальные» мыслительные возможности, такие как способность запоминать, учиться в нормальном темпе, адаптировать поведение к социальным условиям и обрабатывать или понимать информацию.

Chemotherapy patients often experience cognitive impairment.
Пациенты, проходящие курс химиотерапии, часто испытывают когнитивные нарушения.

Когда люди обсуждают дефицит мозга, они могут иметь в виду умеренное когнитивное нарушение, фактическое состояние, повышающее риск болезни Альцгеймера. Это происходит у пожилых людей и обычно сопровождается такими состояниями, как повторяющаяся явная забывчивость. Все время от времени забывают, но этот тип нарушения простирается дальше этого до паттерна забывчивости, который обычно легко распознать. Не у всех, кто страдает этим заболеванием, которое также может иметь симптомы, такие как усиление депрессии или беспокойства, развивается болезнь Альцгеймера, но следует контролировать, когда она возникает у пожилых людей.

Menopausal women may experience cognitive impairment.
Женщины в период менопаузы могут испытывать когнитивные нарушения.

Некоторые другие формы относительно легких нарушений возникают в результате таких вещей, как химиотерапия, и в такие периоды жизни, как менопауза.Первый иногда называют «химиотерапией», а второй — «мозговым туманом». Легкие нарушения познавательной способности, связанные с реакцией организма на химические вещества или химические изменения в организме, могут вызывать некоторые ошибки в мышлении, хотя в основном люди с этими состояниями остаются на высоком уровне. Также существует ряд временных форм когнитивных нарушений, большинство из которых связано либо с черепно-мозговой травмой, либо с такими состояниями, как инсульт. Многие люди полностью выздоравливают по мере выздоровления от этих состояний.

Mentally handicapped individuals experience cognitive impairment throughout life.
Люди с умственными недостатками испытывают когнитивные нарушения на протяжении всей жизни.

Очень серьезное нарушение может возникнуть в результате инсульта или других форм черепно-мозговой травмы, либо проявиться в результате определенных заболеваний или состояний. Людям с умственной отсталостью не хватает способности выполнять то, что можно было бы считать «нормальными» актами познания, и они нуждаются в большой поддержке для функционирования. Прогрессирующие состояния, такие как болезнь Альцгеймера и некоторые генетические заболевания в детстве, постепенно лишают мозг способности нормально действовать, и со временем нарушения ухудшаются.

Cognitive function declines with age.
Когнитивные функции ухудшаются с возрастом.

Учитывая разнообразие возможных причин, трудно обсуждать лечение когнитивных нарушений. Люди с постоянным слабым или умеренным дефицитом мышления могут реагировать на вмешательства, приспособления и некоторые методы обучения.С прогрессирующими заболеваниями, как правило, труднее всего бороться, потому что существует мало доступных методов лечения. При таких заболеваниях, как болезнь Альцгеймера, раннее лечение определенными лекарствами может помочь замедлить прогрессирование болезни.

Extreme cognitive impairment could be a sign of Alzheimer
Крайние когнитивные нарушения могут быть признаком болезни Альцгеймера.

Временные причины нарушения, такие как менопауза или химиотерапия, означают, что когнитивные функции в большинстве случаев восстанавливаются по прошествии времени, и лечение не требуется, поскольку нарушение незначительное. Восстановление после инсульта может восстановить большую часть функций мозга, хотя и не всегда. Людей с истинными «умеренными когнитивными нарушениями» обычно обследуют, чтобы убедиться, что у них нет гормональных дисфункций, таких как низкий уровень щитовидной железы, и врачи должны внимательно осматривать людей, проявляющих эти признаки, чтобы убедиться, что это состояние не является признаком болезни Альцгеймера.

Cognitive impairment is often caused by traumatic brain injury.
Когнитивные нарушения часто вызваны черепно-мозговой травмой. Dementia and other cognitive disorders disrupt the brain
Деменция и другие когнитивные расстройства нарушают способность мозга обрабатывать и хранить данные.

Как диагностировать и лечить легкие когнитивные нарушения

В: Я понимаю, что иногда мне трудно связать имя и лицо.Я предполагаю, что это легкое когнитивное нарушение.

Изучая тему в Интернете, я нахожу множество предложений по ее облегчению. К ним относятся добавки (липоевая кислота, витамин Е, омега-3, куркумин), выбор продуктов (рыба, овощи, черный и зеленый чай), аэробные упражнения, йога и медитация.

Действительно ли они помогают при легких когнитивных нарушениях? Что было доказано?

A : Пожилые люди часто чувствуют, что у них проблемы с памятью или мышлением, когда они становятся старше.

Я не могу сказать, является ли это легким когнитивным нарушением (MCI) в вашем конкретном случае. Но мы можем пересмотреть то, что известно об остановке или замедлении когнитивных изменений у людей с диагнозом MCI.

Во-первых, давайте начнем с обзора, что такое MCI и как он диагностируется. Затем я поделюсь информацией о подходах, о которых вы спрашиваете, а также о других подходах к лечению MCI.

Что такое легкое когнитивное нарушение?

Легкое когнитивное нарушение (MCI) означает наличие когнитивных способностей (памяти и мышления), которые стали хуже, чем «нормальные» для вашего возраста.Однако эти нарушения не могут быть достаточно серьезными, чтобы соответствовать критериям деменции.

Если вы беспокоитесь о своей памяти, важно не предполагать, что это MCI. Вместо этого вам нужно, чтобы ваши навыки мышления оценил врач. Таким образом вы можете узнать, попадают ли ваши трудности в диапазон «нормальных возрастных изменений» или «хуже нормы», что является критерием наличия MCI.

Исследования показывают, что многие пожилые люди чувствуют, что их память или мышление ухудшаются.Однако это не обязательно означает, что у них есть MCI.

Это связано с тем, что снижение некоторых типов памяти и навыков мышления, как теперь известно, является частью нормального «когнитивного старения».

На самом деле, трудности со связью «имена и лица» — частая жалоба нормальных пожилых людей. Вероятно, это связано с известным замедлением скорости работы мозга, которое происходит с возрастом.

По состоянию на 2013 год MCI также называют «легким нейрокогнитивным расстройством», тогда как деменция была переименована в «основное нейрокогнитивное расстройство».Хотя вам, возможно, и не нужно знать эти более технические термины, это может сэкономить некоторую путаницу, если вы читаете о новых исследованиях. (Однако большинство практикующих врачей все еще используют старые термины.)

Эксперты считают, что некоторые люди с MCI находятся на самой ранней стадии заболевания, такого как болезнь Альцгеймера или другого типа деменции. Исследования показывают, что в течение 5 лет 30-40% людей с MCI разовьются до деменции.

Однако это только 30-40% людей . Так что не все MCI — это ранняя деменция .Некоторым людям с MCI никогда не становится намного хуже, а некоторым даже становится лучше.

Как диагностируется легкое когнитивное нарушение?

MCI диагностируется в результате клинической оценки, проводимой квалифицированным врачом или другим медицинским работником.

Клиническая оценка обычно должна включать:

  • Опрос пациента относительно его проблем и выяснение трудностей с выполнением жизненных задач
  • Оценка того, заметили ли члены семьи и другие наблюдатели что-либо, касающееся
  • Оценка когнитивных способностей с помощью короткого офисного теста, такого как Монреальский когнитивный тест
  • Проверка рецептурных и безрецептурных лекарств, чтобы узнать, не ухудшают ли они мышление (см. 4 типа медикаментов, замедляющих работу мозга, которых следует избегать, если вы беспокоитесь о памяти)
  • Оценка медицинских состояний, включая психические расстройства и нарушения сна, которые могут ухудшить мышление или могут имитировать раннюю деменцию

Лабораторные работы часто необходимы для проверки таких проблем, как заболевания щитовидной железы, дефицит витамина B12 и дисбаланс электролитов.

После этой первоначальной оценки человека могут направить на дополнительное нейропсихологическое тестирование. Эти тесты обеспечивают более глубокую оценку конкретных навыков памяти и мышления. Они могут помочь дополнительно классифицировать MCI как «амнезиальные» (то есть проблемы в основном связаны с памятью) по сравнению с неамнестическими.

В конечном счете, процесс диагностики MCI аналогичен диагностике деменции: он требует документирования проблем и трудностей, объективной оценки когнитивных способностей и исключения других медицинских проблем (включая побочные эффекты лекарств и делирий), которые могут мешать работе мозга.

Но в MCI когнитивные нарушения должны быть , а не достаточно серьезными, чтобы мешать повседневной жизни.

Подробнее об оценке жалоб на когнитивные нарушения у пожилых людей см. Здесь: Когнитивные нарушения у старения: 10 распространенных причин и 10 вещей, которые врач должен проверить.

Какие проверенные способы лечения легких когнитивных нарушений?

Во многих клинических испытаниях целью «лечения» легких когнитивных нарушений было снижение риска прогрессирования болезни Альцгеймера или другой деменции.

К сожалению, почти ничего не доказала для работы , хотя некоторые подходы многообещающие.

В частности, ни одно лекарство не одобрено FDA для лечения MCI, так как не было доказано, что он предотвращает прогрессирование до деменции.

Если вам нужна дополнительная информация, журнал Канадской медицинской ассоциации опубликовал в 2015 году «Лечение легких когнитивных нарушений: систематический обзор и метаанализ».

В январе 2018 года Американская академия неврологии опубликовала «Резюме обновления практических рекомендаций: легкие когнитивные нарушения.Они предполагают, что врачи рекомендуют регулярные упражнения и говорят, что «могут порекомендовать когнитивные тренировки». Они дают более сильные рекомендации по прекращению приема лекарств, которые мешают познавательной способности, и повторяют, что «не существует высококачественных доказательств в поддержку фармакологического лечения MCI».

Упражнение для MCI

Подход, который кажется наиболее многообещающим, — это упражнения, хотя неясно, какое упражнение лучше всего. Одно рандомизированное исследование показало улучшение у пациентов, выполняющих разные упражнения, другое показало, что помогли тренировки с отягощениями.

Разумный подход — включить все важные типы упражнений. То есть: аэробные упражнения, упражнения на сопротивление, равновесие и гибкость.

Хотя может быть неясно, какой из них лучше всего подходит для MCI, все четыре необходимы для поддержания общего состояния здоровья и подвижности у пожилых людей.

Подробнее о четырех типах упражнений можно узнать на сайте Go4Life Национального института старения.

Диетические подходы для MCI

Есть исследования, которые предполагают, что диета играет роль в деменции.Однако пока неясно, какая именно диета предотвратит прогрессирование MCI.

Я лично согласен с подходом, основанным на здравом смысле, что диета, полезная для здоровья в целом, скорее всего, будет полезна для здоровья мозга.

Если вы хотите подробно прочитать об исследованиях в области питания, я рекомендую книгу доктора Майкла Грегера «Как не умереть . »Он охватывает соответствующие исследования в области питания, касающиеся здоровья мозга и многих других аспектов здоровья.

Одно из моих любимых клинических исследований в области питания называется «Исследование какао, познания и старения (CoCoA)».В 2012 году исследователи опубликовали результаты исследования, в котором они обнаружили, что ежедневное употребление какао-напитка для людей с MCI привело к улучшению когнитивных функций и метаболизму инсулина через восемь недель.

Мы все еще не знаем, изменит ли ежедневное употребление какао вероятность развития деменции через несколько лет. Но это многообещающий результат, и вы можете узнать о других таких многообещающих продуктах в книге доктора Грегера.

Дополнения к MCI

Некоторые исследователи обнаружили, что добавка витамина B (комбинация фолиевой кислоты, витамина B6 и витамина B12) снижает снижение когнитивных функций при MCI.Но это может быть только у людей с высоким уровнем гомоцистеина.

(Гомоцистеин — это обычная аминокислота — один из строительных блоков, из которых состоят белки, — обнаруженная в крови. Высокие уровни связаны с низким потреблением фолиевой кислоты и витамина B12.)

Большое исследование, опубликованное в 2005 году, показало, что витамин Е не влияет на прогрессирование MCI.

Было изучено множество других антиоксидантов, но пока что ничего определенного не кажется полезным. (Обзор можно найти здесь.)

Лекарства от MCI

В настоящее время нет лекарств, одобренных FDA для лечения MCI.

Некоторые лекарства прошли испытания, но не доказали, что они предотвращают прогрессирование MCI. К ним относятся такие лекарства, как донепезил, галантамин и ривастигмин (торговые марки Aricept, Razadyne и Exelon соответственно).

В одном обзоре 2012 года, опубликованном уважаемой Кокрановской библиотекой, сделан вывод о том, что эти типы лекарств «не следует рекомендовать при легких когнитивных нарушениях».”

Однако многие врачи прописывают эти лекарства людям с MCI, особенно если у них есть амнезиальная MCI. Теоретически это может помочь смягчить некоторые симптомы памяти.

Но если человек с MCI не замечает улучшения после начала приема лекарства, ему не следует удивляться. И они не должны чувствовать себя обязанными продолжать прием лекарства.

Йога и медитация для MCI

Стресс имеет тенденцию ухудшать работу мозга. Так что вполне возможно, что упражнения по снижению стресса, такие как йога или медитация, могут помочь при MCI.

Йога в основном изучалась у пожилых людей с «нормальным» познанием. Результаты показывают, что йога может принести пользу познанию, но рекомендуется дальнейшее исследование.

Медитация может улучшить MCI. Небольшое исследование показало, что снижение стресса на основе осознанности было связано с поощрением изменений мозга на функциональных МРТ.

Тренировка мозга для MCI

Люди иногда задаются вопросом, может ли «тренировка мозга» предотвратить прогрессирование MCI в деменцию. Пока это неизвестно.

Большая часть исследований по тренировке мозга изучала, улучшает ли вмешательство память и когнитивные функции в краткосрочной перспективе.Обзор 2016 года показал, что тренировка мозга улучшает определенные когнитивные способности в краткосрочной перспективе.

Мои основные рекомендации по управлению MCI

Суть в том, что ни одно лечение не было убедительно доказано для улучшения долгосрочных результатов при MCI. Поэтому я считаю, что лучше сосредоточиться на общих вещах, способствующих здоровью мозга.

То есть:

  • Избегайте лекарств, замедляющих работу мозга
  • Избегайте хронического недосыпания
  • Избегайте делирия
  • Занимайтесь позитивной общественной деятельностью, целенаправленной деятельностью и деятельностью, которая «питает душу»
  • Найдите конструктивные способы справиться с хроническим стрессом (подумайте о медитации или йоге)
  • Обратитесь за медицинской помощью, если у вас есть признаки депрессии или хронического беспокойства
  • Оставайтесь физически активными и регулярно занимайтесь спортом
  • Устранение факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний
  • Рассмотрим средиземноморскую диету (или другие подходы к здоровому питанию)

Для получения дополнительной информации об этих здравых подходах к здоровью мозга (которые, как правило, полезны для физического здоровья и здорового старения), см. «Как способствовать здоровью мозга: Контрольный список для здорового старения, часть 1.”

Если вы беспокоитесь, у вас может быть MCI

Как видите, это сложный район. Легкие когнитивные нарушения не так просто диагностировать, как диабет, и не так легко лечить.

Однако не менее важно обратиться к врачу. Так что не делайте предположений, если заметили изменения в памяти или мышлении. Это огромный риск.

Вместо этого, если у вас есть признаки MCI, убедитесь, что вас осмотрел профессионал. Обратитесь к врачу.

Вы можете способствовать здоровью мозга (начните с обзора подходов, которые я рекомендую в Контрольном списке здорового старения, часть 1.)

Они могут проверить, какие еще факторы могут влиять на вашу память и мышление. Они могут поддержать вас и помочь найти ответы на ваши вопросы. Они могут помочь вам справиться с симптомами и обеспечить душевное спокойствие.

Так что не сиди и жди и волнуйся.

Поднимите трубку и договоритесь о встрече. Убедитесь, что они проверяют наличие побочных эффектов лекарств и других медицинских проблем, которые могут ухудшить мышление. И убедитесь, что они знают, были ли у вас проблемы с финансами, вождением или другими жизненными проблемами.

И затем, если вам поставили диагноз MCI, вы можете вернуться к этой статье, чтобы узнать, какие подходы наиболее многообещающие, когда дело доходит до лечения.

Симптомы, причины, методы лечения и тесты

Что такое легкое когнитивное нарушение?

Легкое когнитивное нарушение — это состояние, при котором человек испытывает небольшое, но заметное снижение умственных способностей (памяти и мышления) по сравнению с другими людьми того же возраста.Незначительное снижение способностей заметно для человека, который их испытывает, или для других людей, которые взаимодействуют с ним, но изменения не достаточно серьезны, чтобы мешать нормальной повседневной жизни и деятельности.

В чем разница между легким когнитивным нарушением и снижением, вызванным нормальным старением?

Некоторое постепенное снижение умственных (когнитивных) функций наблюдается при нормальном старении. Например, способность усваивать новую информацию может снижаться, мыслительная обработка замедляется, производительность замедляется, а способность отвлекаться увеличивается.Однако это снижение из-за нормального старения не влияет на общее функционирование или способность выполнять повседневную деятельность. Нормальное старение не влияет на распознавание, интеллект или долговременную память.

При нормальном старении человек может иногда забывать имена и слова и терять вещи. С легкими когнитивными нарушениями человек часто забывает разговоры и информацию, которую обычно запоминают, например встречи и другие запланированные события.

Что такое деменция?

Деменция — это общий термин, используемый для описания снижения умственной функции, достаточно серьезного, чтобы мешать повседневной жизни.

Всегда ли легкие когнитивные нарушения приводят к развитию деменции?

В некоторых случаях причиной умеренного когнитивного нарушения является воздействие излечимого заболевания или заболевания. Однако теперь исследователи определили, что для большинства пациентов с легкими когнитивными нарушениями (MCI) MCI является точкой на пути к деменции. MCI считается стадией между психическими изменениями, которые наблюдаются при нормальном старении и ранней стадии деменции.MCI может быть вызван множеством заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, так же как деменция может быть вызвана множеством причин, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, деменция с тельцами Леви, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и другие причины.

По данным Американской академии неврологии, для людей в возрасте 65 лет и старше с легкими когнитивными нарушениями:

  • Примерно у 7,5% разовьется деменция в первый год после постановки диагноза легкого когнитивного нарушения
  • Примерно у 15 процентов разовьется деменция во второй год
  • Примерно у 20 процентов разовьется деменция на третьем году жизни

Насколько распространены легкие когнитивные нарушения?

По оценкам Американской академии неврологии, легкие когнитивные нарушения присутствуют примерно у 8 процентов людей в возрасте от 65 до 69 лет, у 15 процентов людей в возрасте от 75 до 79 лет, у 25 процентов в возрасте от 80 до 84 лет и примерно у 37 процентов людей. людей от 85 лет и старше.

Каковы симптомы легкого когнитивного нарушения?

Примеры проблем с памятью и мышлением, которые могут наблюдаться у людей с умеренными когнитивными нарушениями, включают:

  • Потеря памяти. Забывает недавние события, повторяет одни и те же вопросы и те же истории, забывает имена близких друзей и членов семьи, забывает встречи или запланированные события, забывает разговоры, часто теряет предметы.
  • Проблемы с языком. Не может подобрать нужные слова.Имеет трудности с пониманием письменной или устной (устной) информации.
  • Внимание. Теряет фокус. Легко отвлекается.
  • Рассуждение и суждение. Проблемы с планированием и решением проблем. Трудно принимать решения.
  • Принятие сложных решений. Может испытывать трудности, но может выполнять сложные задачи, такие как оплата счетов, прием лекарств, покупки, приготовление пищи, уборка дома, вождение.

Что вызывает легкие когнитивные нарушения?

Все возможные причины легких когнитивных нарушений полностью не обнаружены.В небольшом количестве случаев симптомы легкого когнитивного нарушения могут быть вызваны другим заболеванием. Некоторые из возможных условий включают:

  • Депрессия, стресс и тревога
  • Проблемы с щитовидной железой, почками или печенью
  • Апноэ сна и другие нарушения сна
  • Заболевания или состояния, влияющие на кровоток в головном мозге (опухоли, тромбы, инсульт. Черепно-мозговые травмы, гидроцефалия при нормальном давлении)
  • Низкий уровень витамина B12 или других питательных веществ
  • Проблемы со слухом или глазами
  • Инфекция
  • Побочные эффекты некоторых рецептурных препаратов (например, антихолинергических препаратов, используемых для лечения заболеваний мочевого пузыря, болезни Паркинсона и депрессии) или запрещенных препаратов
  • История алкоголизма

Многие из этих причин легких когнитивных нарушений поддаются лечению.

Однако большинство случаев MCI вызвано различными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона. (Точно так же, как и деменция, вызванная различными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, деменция с тельцами Леви, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и другие причины.)

Далее: Диагностика и тесты

Последний раз проверял медицинский работник Cleveland Clinic 18.03.2019.

Список литературы

Получите полезную, полезную и актуальную информацию о здоровье и благополучии

Health Essentials logo. Health Essentials logo stacked. enews

Клиника Кливленда — некоммерческий академический медицинский центр.Реклама на нашем сайте помогает поддерживать нашу миссию. Мы не поддерживаем продукты или услуги, не принадлежащие Cleveland Clinic.
Политика

Что такое легкое когнитивное нарушение?

У некоторых людей с проблемами памяти есть состояние, называемое легкими когнитивными нарушениями или MCI. MCI бывает нескольких видов. Тип, наиболее связанный с потерей памяти, называется амнестическим MCI.Calendar resting on a table

Каковы симптомы MCI?

У людей с амнестическим MCI больше проблем с памятью, чем обычно у людей их возраста, но их симптомы не такие серьезные, как у людей с болезнью Альцгеймера. Например, они не испытывают изменений личности или других проблем, характерных для болезни Альцгеймера. Люди с MCI по-прежнему могут выполнять свои обычные повседневные дела.

Признаки MCI включают:

  • Часто теряю вещи
  • Забывание пойти на мероприятия или встречи
  • Им труднее подбирать слова, чем другим людям того же возраста

Проблемы с передвижением и обонянием также были связаны с MCI.

Как диагностируется MCI?

Семья и друзья могут замечать провалы в памяти, и человек с MCI может беспокоиться о потере своей памяти. Эти опасения могут побудить человека обратиться к врачу для диагностики.

Исследователи обнаружили, что у большего числа людей с MCI, чем у людей без него, развивается болезнь Альцгеймера. Однако не у всех, у кого есть MCI, развивается болезнь Альцгеймера. Примерно 8 из 10 человек, подпадающих под определение амнестической MCI, заболевают болезнью Альцгеймера в течение 7 лет.Напротив, от 1 до 3 процентов людей старше 65 лет с нормальным познанием заболевают Альцгеймером в течение любого года.

Исследования показывают, что генетические факторы могут играть роль в том, у кого разовьется MCI, как это происходит при болезни Альцгеймера. В настоящее время ведутся исследования, чтобы узнать, почему у некоторых людей с MCI развивается болезнь Альцгеймера, а у других — нет.

Врач может провести тесты на мышление, память и язык, чтобы определить, есть ли у человека MCI. Он или она также может предложить человеку обратиться к специалисту для дополнительных анализов.В настоящее время нет стандартного лечения MCI, но есть вещи, которые человек может сделать, что может помочь ему оставаться здоровым и справиться с изменениями в своем мышлении.

Поскольку MCI может быть ранним признаком болезни Альцгеймера, важно посещать врача или специалиста каждые 6–12 месяцев.

Джо было почти 74 года. Он все еще работал неполный рабочий день. Он заметил, что на работе становится все более забывчивым. Он был разочарован тем, что было так трудно подобрать правильные слова, чтобы что-то описать.Его начальник сказал ему, что он пропустил пару встреч. Он начал задаваться вопросом, есть ли у него серьезная проблема.

Жена Джо отвела его на полное медицинское обследование. Его врач сказал Джо, что у него умеренное когнитивное нарушение, также называемое MCI. Врач сказал, что MCI не лечится, но он будет внимательно следить за памятью и мышлением Джо. Джо почувствовал себя лучше, зная, что у него проблемы с памятью есть причина.

Узнайте больше о легких когнитивных нарушениях в MedlinePlus.

Для получения дополнительной информации о MCI

Этот контент предоставлен Национальным институтом старения (NIA), входящим в состав Национальных институтов здравоохранения. Ученые NIA и другие эксперты проверяют этот контент, чтобы гарантировать его точность, достоверность и актуальность.

Проверено содержание:
17 мая 2017 г.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *