HomeРазноеРадуга цвета какие: Как выучить цвета радуги? — Персональный сайт педагога дополнительного образования Морозовой Екатерины Петровны

Радуга цвета какие: Как выучить цвета радуги? — Персональный сайт педагога дополнительного образования Морозовой Екатерины Петровны

Содержание

Цвета радуги | LOOKCOLOR


Цвета радуги — 7 спектральных тонов, на которые расщепляется белый луч света. Как небесное явление, оно считается сказочно красивым и часто изображается в искусстве, творчестве и других культурных областях.

7 тонов, можно запомнить с помощью простой считалки: Каждый охотник желает знать: где сидит фазан. Заглавные буквы — названия оттенков.

Эти 7 красок, распологаются в радуге в порядке убывания длинны волны (см. физику волны)

Для легкого запоминания расположения тонов в радуге, есть детский стишок.

Цвет

Слова

Красный

Каждый

Оранжевый

Охотник

Желтый

Желает

Зеленый

Знать

Голубой

Где

Синий

Сидит

Фиолетовый

Фазан

Цвета радуги — это первоначальная, природная гамма тонов, относительно которой идет построение всех имеющихся оттенков, за исключение ахроматических, сложных и промежуточных.
К ахроматическим относятся: белый, черный, серый. К сложным: нейтральный, коричневый, бежевый. Промежуточный: розовый, пурпурный, так как они не являются спектральными, а результатом визуализации отображения на сетчатки красной и фиолетовой волны (самой короткой + самой длинной).

Радуга — это небесный дар в понимании цвета, его родоначальник и вдохновитель. Это эстетика, символика, которая имеет место во многих религиях.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

Какого цвета радуга?

Наталья Кошкарёва, Юлия Черная
«Троицкий вариант — Наука» №7(276), 9 апреля 2019 года

Доктор филологических наук, профессор Наталья Кошкарёва известна в России как председатель Экспертного совета «Тотального диктанта», автор курса «Русский по пятницам», разработчик принципов онлайн-проверки электронных диктантов. О другой стороне своей научной деятельности — изучении языков коренных народов Сибири — она рассказала на мартовской встрече в научном кафе «Эврика». Записала Юлия Черная.

Наталья Борисовна — заведующая кафедрой общего и русского языкознания НГУ, член Орфографической комиссии РАН, главный научный сотрудник сектора языков народов Сибири Института филологии СО РАН, полевой лингвист. Необходимую для исследования информацию она собирает в экспедициях — в местах проживания носителей уральских языков — хантов и ненцев. Ни академических грамматик, ни словарей, ни достаточного количества текстов на этих языках не существует, единственный способ получить необходимые данные — это непосредственная работа с носителями языка в полевых условиях, запись звучащей речи. «Для хантыйского и ненецкого языков разработан алфавит. Но правила орфографии и пунктуации фактически не сформулированы… Представим, что в русском алфавите есть две буквы — твердый и мягкий знаки, а правил их употребления нет. Как написать слово под?езд — с твердым или мягким знаком? Или, например, на обложке учебника русского языка для первого класса было бы написано „Русский язык“, для второго класса — „Русский изык“, а для третьего — „Русский езык“», — поясняет Наталья Борисовна.

Но говорили в научном кафе не о грамматике и даже не о письменности, а о цвете…

Органы зрения пчелы и человека устроены по-разному. У всех людей как представителей рода Homo sapiens (если не брать в расчет результаты травмы и аномалии) зрение принципиально одинаково. В сетчатке находится примерно 126 млн светочувствительных клеток. Кимберли Джемесон из Калифорнийского университета в Ирвайне утверждает, что человеческий глаз может различать от 10 тыс. до 100 млн цветовых оттенков. Естественно ожидать, что и видим мы этот мир примерно одинаково. А значит, и говорим о нем похоже.

Отражение цветовой гаммы в каждом языке уникально. Оказалось, что даже понимание того, что такое цвет, не совпадает. Если в русском языке цвет описывается прилагательными (белый, красный, синий, зеленый) и воспринимается как нечто статичное, постоянная характеристика предмета, то в ненецком языке цветообозначения — это глаголы (типа краснеть, чернеть), обозначающие процесс.

Еще в XIX веке Уильям Глэдстоун и Лазарус Гейгер обратили внимание на то, что в древних текстах практически совсем нет слов, обозначающих цвет, а те, которые встречаются, кажутся нам странными. В «Илиаде» Гомера море называется «винноцветным». В нашей стереотипной картине мира цвет вина ассоциируется прежде всего с красным цветом. Какими же в действительности были волны Средиземного моря для древних греков? В «Ведах» нет упоминания о синем цвете, хотя тысячи строк посвящены событиям на небесах. В «Ригведе» нет упоминания зеленого цвета, в еще более древней литературе нет желтого, а в самой древней — красного.

Для сопоставления языков между собой лингвисты используют понятие «базовые цветообозначения». С рассказа о том, что такое базовый цвет, Наталья Борисовна и начала свой рассказ. «Базовые цвета должны быть, во-первых, простыми и непроизводными (поэтому слова голубоватый или малиновый к базовым цветообозначениям не относятся), во-вторых, их значение не должно быть уже обозначения того же цвета (например, алый — оттенок красного), в-третьих, не должно иметь ограничений на сочетаемость (например, карими бывают только глаза, а каштановыми — волосы) и, наконец, это название должно быть широко употребительным, его значение у разных носителей языка должно совпадать.

В русском языке 12 базовых названий цветов, но есть языки, в которых таких названий всего три, а то и вовсе два! Если цвет — это определенная длина волны, и органы зрения у всех людей похожи, то почему носители разных языков называют одно и то же физическое явление совершенное по-разному?

Про то, что два разных слова голубой и синий в русском языке соответствуют одному слову blue в английском, многие из нас знают еще со школы. Но во многих языках различия куда существенней! У австралийских аборигенов одно и то же слово используется для обозначения фиолетового, синего и коричневого. У аборигенов Таити одним словом, которое лишь условно можно перевести как красный, описывается спектр от оранжевого до фиолетового, при этом учитываются еще и свойства поверхности — она должна быть блестящей и гладкой.

В 1950-е годы американские ученые Брент Берлин и Пол Кей независимо друг от друга изучали языки Таити и Мексики и выяснили, что системы цветообозначений в этих языках удивительно похожи. Например, одним словом обозначается весь сине-зеленый участок спектра, и это не может быть объяснено родством или ареальными контактами этих языков, а только универсальностью систем цветообозначений, характерной для всех языков мира.

В 1969 году вышла их книга (Berlin B., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution. Berkeley: University of California Press, 1969), в которой на примере 20 языков показано, что порядок появления цветообозначений в разных языках мира одинаков: во всех языках есть обозначение белого и черного; если в языке три базовых цвета, то третьим становится красный; следом появляются желтый и зеленый либо одно слово для обозначения желтого, синего и зеленого цветов. Эта последовательность универсальна. Если в языке есть слово для обозначения коричневого цвета, то в нем обязательно есть названия и для всех предыдущих в этой цепочке цветов. Если нет отдельного названия для зеленого, то не будет и отдельного названия для синего, так как обозначение синего обычно появляется позже обозначения зеленого.

В конце 1970-х годов был проведен широкомасштабный опрос (The World Color Survey), в котором участвовало 2600 человек, говорящих на 110 языках, и он подтвердил наблюдения Берлина и Кея: при всем разнообразии цветообозначений в языках мира, системы развиваются в целом в одном и том же направлении, что обусловлено биологически.

Но из каждого правила есть исключения. Есть исключения и из правила Берлина — Кея. В одном из австралийских языков есть слово для синего цвета, но нет для зеленого… «Посмотрите на ландшафт, где живут носители этого языка, — предлагает зрителям Наталья Кошкарёва. На экране австралийская пустыня с многообразием коричневых и желтых оттенков. — В окружающем этот народ мире фактически нет природного зеленого цвета, они живут в пустынной местности с очень скудной растительностью. Таким образом, различия в системе цветообозначений связаны с культурными традициями и условиями проживания народа в определенной среде».

Отсутствие одного-двух базовых цветов нам, конечно, представить несложно. Но как устроены языки, где всего два базовых цвета? «В таких языках система цветообозначения основана не на хроматических оттенках, а на иных параметрах. В языке дани (Папуа — Новая Гвинея) слово mili используется для обозначения холодных и темных цветов, а mola для теплого, светлого, — поясняет Наталья Борисовна. — В австралийском языке бурарра противопоставляются яркие и тусклые цвета: слово gungaltja обозначает белый, красный, все яркие цвета; все остальные оттенки называются другим словом — gungundia».

На территории Сибири и Дальнего Востока представлено более 60 языков коренных народов, и в каждом из них сложилась собственная, уникальная цветовая палитра. Удивительно, но цветообозначения в некоторых северных языках напоминают системы цветообозначений в языках Океании: они тоже включают минимальное количество базовых терминов и основаны на принципе яркости, а не на хроматических оттенках.

Очень может быть, что в хантыйском языке вообще нет цветообозначений в привычном для нас смысле. Одно и то же слово nŏwi обозначает в этом языке прежде всего ночное светило — луну или месяц, и только в переносных значениях — комплекс признаков ‘белый (светлый, светло-серый, серый, седой, бледный)’, ‘блестящий, серебристый’, ‘прозрачный’, ‘чистый’, ‘новый’. У этого слова есть и еще одно значение — ‘красивый, хороший’. Эпитетом для описания красивой женщины в хантыйском фольклоре является белая (а не красна девица, как в русских сказках). То же слово употребляется и в названии верховного божества. Таким образом, понятие ‘белый’ ассоциируется с сиянием ночного светила на темном небе, а значит, в основе этого понятия лежит представление о яркости, а не о хроматических / нехроматических признаках.

В европейских диалектах ненецкого языка одно и то же слово сэр обозначает и лед, и белый, поэтому можно предположить то же основание для объединения этих понятий, что и в хантыйском языке, — яркость, сияние, свечение.

Слово черный во многих северных языках обозначает участки спектра, которые в других языках описываются отдельными словами — черный, синий, фиолетовый, т. е. ‘темный вообще’, а в хантыйском языке в том числе грязный, непрозрачный, мутный.

Для обозначения красного цвета используется слово wŭrti, в котором отчетливо выделяется корень wŭr (‘кровь’) и суффикс причастия -ti. Если попытаться реконструировать буквальное значение этого слова, то должно получиться что-то типа ‘кровящий’. Но в отличие от нашего «кроваво-красного», носители хантыйского языка употребляют слово wŭrti для обозначения «рыжеватых» оттенков.

В русском же слове рыжий сохраняется древний индоевропейский корень, связанный с обозначением красного цвета, руда, рудый, зардеться (характерные для русского языка чередования д/ж и у/ы), англ. red, франц. rouge, нем. Rote. Вероятно, русское слово красный вытеснило иные наименования этого цвета, так как связано с другим участком спектра — не с оранжево-красным, рыжеватым, а с ярко-красным. Само слово красный как цветообозначение появилось в русском языке довольно поздно — в XVII веке. До этого использовались слова чермный, червчатый, червленый — по названию красителя, изготовляемого из червей. Для красного участка спектра, как и для любых других, в русском языке имеется большое количество слов, обозначающих разные оттенки: алый, багряный, багровый, пурпурный, малиновый, бордовый, кумачовый, вишневый, пунцовый, свекольный, коралловый, брусничный, рубиновый и мн. др.

Еще одно хантыйское цветообозначение, которое тоже очень сильно отличается от тех, к которым мы привыкли, — это слово wŏsti. В рукописных словниках XIX века для него перечисляются значения синий, зеленый, желтый. Первоначально, строго в соответствии с правилом Берлина — Кея, это слово соотносилось с широким участком спектра. Но в настоящее время под влиянием русского языка значение слова сужается. В современных словарях для одного из диалектов приводится значение ‘синий’, а для другого — ‘зеленый’. Создается впечатление, что их составители пытались привязать к этому слову однословный перевод, который соответствовал бы современным стереотипным представлениям о цвете. Но самим носителям хантыйского языка не вполне понятно, с каким именно участком спектра это слово надо соотнести, ведь проведение границ внутри континуума — дело весьма и весьма субъективное.

Если буквально следовать определению базовых цветообозначений, принятому в лингвистической типологии, то и слово nŏwi (‘белый’), исходно обозначающее луну, и слово piti (‘черный’; ‘темнеющий’), и слово wŏrti (красный, букв. ‘кровящий’) вряд ли можно признать базовыми. Значит ли это, что в хантыйском языке вообще нет базовых цветообозначений? Возможно, определение самого термина «базовые цветообозначения» не очень подходит для таких языков, как хантыйский.

Что же делать, если не хватает слов для описания цвета или имеющееся слово не позволяет точно описать нужный оттенок? Можно использовать образы и сравнения. Например, в мансийском языке желтый цвет описывается как цвет листьев, прихваченных первым морозом; коричневый — как цвет обратной стороны бересты или цвет тундровых земель, синий — это цвет голубой дали, цвет тумана. Под влиянием русского в современном хантыйском языке синий описывают через сравнение с небом, а в ненецком традиционно сравнивают с дымом. В русском языке множество прилагательных-цветообозначений образованы от существительных и указывают на эталон цвета: малиновый (цвета малины), коричневый (цвета корицы < кора), сиреневый (цвета сирени), лиловый (цвета лилии), дымчатый (цвета дыма) и мн. др.

В языках алтайской семьи цветообозначений довольно много, их система в большей степени похожа на русскую. Но система переносных значений развивается совершенно иначе. Например, цветообозначение красный в алтайском языке употребляется в устойчивых сочетаниях со значением ‘голый, нищий’. Черным в тувинском и алтайском языках могут назвать крепкое вино или крепкий табак. Выражение «черная чайная гуща» означает большое количество чего-то (с положительной оценкой большого количества). Похожее выражение тьма в русском языке носит скорее отрицательный характер, так можно сказать про войско противника. Синий в тувинском языке употребляется в выражениях, в которых кому-то приписываются признаки грязный, необразованный, простой и… трезвый.

Казалось бы, чем мог удивить слушателей русский язык? Но… Мы все знаем о типичном для русского языка чередовании г/ж, которое проявляется, например, в корнях гор- и жер- (ср. горло и жерло, ожерелье). Такое чередование отсылает нас к связи голубого и желтого цветов, которая поддерживается на уровне исторических индоевропейских чередований. В этом можно усмотреть отголоски первоначально недифференцированного обозначения соответствующего участка спектра. Лингвисты придумали даже слово grue (green + blue, зеленый + синий) для обозначения недифференцированного сине-зеленого цвета, часто встречающегося в разных языках.

Синий — одно из исконно русских цветообозначений. Но изначально он описывал не хроматический оттенок, а скорее (как и в хантыйском языке) связан с блеском, свечением (исторически тот же корень в слове сияние).

Почему же в одних культурах всего два базовых цветах, а в других — двенадцать? Можно предположить, что северным народам не приходится описывать ярких красок, в мире снега и полярной ночи вполне можно обойтись и двумя базовыми цветами. Но почему всего два базовых цветообозначения в языках Папуа — Новой Гвинеи, в мире буйства красок? «А зачем? — отвечает вопросом на вопрос Наталья Борисовна. — Нужно ли в повседневной жизни детально описывать цвет какого-либо предмета? В каких ситуациях это вообще необходимо?»

Благодарить за большое количество цветообозначений в европейских языках, по мнению лингвистов, стоит не красноречие предков и даже не их сложные культурные традиции, а появление искусственных красителей. Новые яркие цвета не только украсили наш повседневный быт, но и способствовали появлению огромного числа слов, обозначающих различные оттенки: монастырский белый, цвет белых ночей, алебастровый, асбестовый, блондовый, кипенной-белый, лунный, меловой, опаловый, палевый, сахарный, цинковый, цвета слоновой кости — каждый может придумать свое цветообозначение, используя ассоциации с конкретными предметами или сравнения.

Цвета радуги — это… Что такое Цвета радуги?

Радуга над Ладожским озером

Ра́дуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Оно выглядит как дуга или окружность, составленная из цветов спектра. Глядя снаружи — внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти семь цветов — основные названия цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см. ниже), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков.

Причина радуги — преломление света

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды (дождь или туман), парящих в воздухе. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов (красный свет отклоняется на 137°30’, фиолетовый на 139°20’), в результате чего белый свет разлагается в спектр. Наблюдателю кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам) исходит разноцветное свечение (при этом источник яркого света всегда должен находиться за спиной наблюдателя).

Преломление света при его переходе в среду с иной оптической плотностью

В яркую лунную ночь можно увидеть радугу от Луны. Поскольку человеческое зрение устроено так, что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза — «палочки» — не воспринимают цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга (в её восприятие включаются цветовые рецепторы — «колбочки»).

Центр окружности, которую описывает радуга, всегда лежит на прямой, проходящей через Солнце (Луну) и глаз наблюдателя, то есть одновременно видеть солнце и радугу без использования зеркал невозможно. Для наблюдателя на земле она обычно выглядит как часть окружности, дуга. Чем выше точка зрения, тем радуга полнее — с горы или самолёта можно увидеть и целую окружность.

Физика радуги

Ход лучей в сферической капле, образование первичной радуги

Радуга представляет собой каустику, возникающую при преломлении и отражения (внутри капли) плоскопараллельного пучка света на сферической капле. Как показано на рисунке (для монохромного пучка), отражённый свет имеет максимальную интенсивность для некоторого угла между источником, каплей и наблюдателем (и этот максимум весьма «острый», то есть большинство преломленного с отражением в капле света выходит практически точно под одним и тем же углом). Дело в том, что угол, под которым уходит из капли отраженный и преломленный в ней луч, немонотонно зависит от расстояния от падающего (первоначального) луча до оси, параллельной ему и проходящей через центр капли (эта зависимость довольно проста, и ее нетрудно явно вычислить), и зависимость эта имеет гладкий экстремум. Поэтому «количество лучей», выходящих из капли с углами, близкими к экстремальному значению угла, — «гораздо больше», чем остальных. При этом угле (который немного различается для разных показателей преломления, отвечающих разному цвету лучей) — и возникает отражение-преломление максимальной яркости, составляющее (от разных капель) радугу («яркие» лучи от разных капель образует конус с вершиной в зрачке наблюдателя и осью, проходящей через наблюдателя и Солнце).

Для одного отражения внутри капли такой угол имеет одно значение, для двух — другое, итд. Этому соответствует первичная, вторичная итд радуга. Первичная — самая яркая, она уносит из капли большинство света. Радугу большого порядка обычно не удается увидеть, так как она очень слаба.

Показатель преломления воды для более длинноволнового (красного) света меньше, чем для коротковолнового (фиолетового), поэтому красный свет меньше отклоняется при преломлении.

Схема образования радуги
1) сферическая капля, 2) внутреннее отражение, 3) первичная радуга, 4) преломление, 5) вторичная радуга, 6) входящий луч света, 7) ход лучей при формировании первичной радуги, 8) ход лучей при формировании вторичной радуги, 9) наблюдатель, 10-12) область формирования радуги.

Чаще всего наблюдается первичная радуга, при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. Ход лучей показан на рисунке справа вверху. В первичной радуге красный цвет находится снаружи дуги, её угловой радиус составляет 40—42°.

Вторичная радуга

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Угловой радиус вторичной радуги 50—53°. Небо между двумя радугами обычно имеет заметно более тёмный оттенок.

Радуга в водяной пыли от водопада Takakkaw Falls, Канада

История исследования

Персидский астроном Qutb al-Din al-Shirazi (1236—1311), а возможно, его ученик Kamal al-din al-Farisi (1260—1320), видимо, был первым, кто дал достаточно точное объяснение феномена [1].

Общая физическая картина радуги была описана в 1611 году Марком Антонием де Доминисом в книге «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride». На основании опытных наблюдений он пришёл к заключению, что радуга получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления — при входе в каплю и при выходе из нее.

Рене Декарт дал более полное объяснение радуги в 1635 году в своем труде «Метеоры» в главе «О радуге».

Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, во многих странах в нём выделяют 7 цветов (однако, например, в Японии — 6). Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение (по пифагорейским, богословским или нумерологическим соображениям). Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей «Оптике». Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра ещё два.

  • Довольно интересно замечание о том, что вычленению в солнечном спектре отдельных цветов может способствовать то, что на непрерывный спектр в солнечном свете наложен дискретный линейчатый спектр поглощения некоторых атомов во внешних слоях солнечной атмосферы (фраунгоферовы линии), причём некоторые из этих линий поглощения достаточно интенсивны, чтобы быть заметными, то есть способствовать впечатлению, что солнечный спектр состоит из полосок «отдельных цветов». Возможно, попытка привязать к наиболее интенсивным фраунгоферовым линиям традиционное (ньютоново) деление солнечного спектра на семь основных цветов и была бы несколько искусственной, но усиливая общее впечатление «разделенности» цветов спектра, вместе с другими психологическими механизмами, восприятие такой разделенности довольно правдоподобно могло бы быть одним из оснований традиционного деления цветов радуги.

Для запоминания их последовательности есть мнемонические фразы, первые буквы каждого слова в которых соответствуют первым буквам названия цвета (глядя сверху-вниз по радуге, снаружи-внутрь дуги: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый).

И более современный вариант:

  • Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп.

Радуга повисла разноцветным коромыслом,
Опустив один конец в зелёный океан…
— М.Рысаков

Необычные радуги

Кольцевая радуга 10 июля 2005

Обычно наблюдается простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, с самолёта — перевёрнутую или даже кольцевую, а в определённых местах (в основном в США) — лунную радугу. Также известны огненные радуги, возникающие на перистых облаках.

«Harpe de Lumière», фотография Georges Noblet

Радуга в мифологии и Библии

  • В скандинавской мифологии радуга — это мост Биврёст, соединяющий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов).
  • В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии.
  • В древнегреческой мифологии — дорога Ириды, посланницы между мирами богов и людей.
  • По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.
  • В мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды,дождя и шаманов.
  • Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.
  • По чувашским поверьям, если пройти сквозь радугу, то можно поменять пол.
  • В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите — брит) Бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет (глава бейрешит).

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти». (Быт.9:13-15)

Joseph Anton Koch: Героический ландшафт с радугой (1805)

Радуга и ассоциированные термины

  • Ирис — цветок с богатой гаммой цветов,
  • Иридий — металл, цвета соединений которого дают практически полную радугу,
  • Радужная оболочка глаза по-латыни — ирис,
  • Ирисовая диафрагма напоминает сектора радуги,

Радуга как символ

Литература

На русском языке

На английском языке

  • Robert Greenler, Rainbows, Halos, and Glories, (1980) ISBN 0-521-38865-1
  • Raymond L. Lee and Alastair B. Fraser, The Rainbow Bridge: Rainbows in Art, Myth and Science, (2001) Penn. State University Press and SPIE Press ISBN 0-271-01977-8
  • David K. Lynch & William Livingston, «Color and Light in Nature», 2nd edition (2001) ISBN 0-521-77504-3
  • M.G.J. Minnaert, «Light and Color in the Outdoors», 1995 ISBN 0-387-97935-2
  • M. Minnaert, «The Nature of Light and Color in the Open Air», 1973 ISBN 0-486-20196-1
  • Naylor, John, «Out of the Blue», 2002, ISBN 0-521-80925-8
  • Nussenzveig, H. Moyses, «The Theory of the Rainbow, » Scientific American 236 (1977), 116
  • Bleicher, Steven (2004) Contemporary Color: Theory & Use p6. Delmar. ISBN 1-4018-3740-9: «However, most people can only discern six of these hues; they have trouble telling the difference between indigo and violet.»

Внешние ссылки

На русском языке

На английском языке

См. также

Wikimedia Foundation.
2010.

Сакральный смысл 7 цветов радуги :: Инфониак

Невероятные факты


Как часто мы задумываемся над тем, как различные цвета влияют на наше сознание и как, выбирая в своей повседневной жизни тот или иной цвет, мы можем диагностировать свое эмоциональное состояние.


В различных культурах и традициях можно найти разную символику цветов, их сакральный смысл.


В психологии цвета проводится очень подробный анализ каждого из цветов, как формы невербальной коммуникации.


Рассмотрим символику 7 цветов радуги в психологии, ведической астрологии, одежде, дизайне интерьера и цветотерапии.


Читайте также: 6 вещей, которые могут изменить цвет ваших глаз


Красный

1.jpg

В психологии:


Положительные характеристики: Цвет энергии, воли, страсти, целеустремленности, амбиций и решительности.


Негативные характеристики: Нарциссизм, высокомерие, излишняя эмоциональность и воинственность.


Психологи утверждают, если долго смотреть на красный поднимается давление, учащается пульс.

В ведической астрологии (Джйотиш): 


Относится к планете Марс. Он олицетворяет энергию и желания осуществить свои цели. Марс управляет всеми видами энергий в теле.


Если человек излишне нерешителен, труслив, апатичен специалисты рекомендуют усиливать влияние этой планеты. Для этого необходимо носить красный по вторникам, советуют заниматься физическими упражнениями. Для гармонизации этой планеты также рекомендуют следовать вегетарианской диете, контролировать половую жизнь, защищать слабых (женщин, детей, стариков), тех кто от нас зависит.




Связь цвета с чакрой: 


Относится к Муладхаре (корневой чакре). Первая чакра отвечает за поступление энергии Земли в тело человека. Связано с инстинктом самосохранения, выживания.



Предпочтение в одежде: 


Цвет страсти, импульсивности. В случаях, когда необходимо быть в центре внимания, показать авторитет, этот цвет будет кстати. Люди в красном вызывают чувство благоговения. Избыток в красном, может также вызвать отторжение, страх.




В интерьере:


Красный зрительно уменьшает пространство, может негативно отражаться на психике человека. Существуют много положительных сторон- «согревает«
помещение, создает торжественную, праздничную атмосферу. Психологи и дизайнеры рекомендуют его сочетать с другими цветами. Очень удачным сочетанием может быть с бежевыми оттенками, коричневым, фиолетовым цветом, белым, зеленым, желтым, оранжевым.




Цветотерапия: 


Красный хорошо влияет на работу печени, стимулирует гормональную деятельность, помогает нормализовать обмен веществ, поднимает содержание сахара в крови, повышает температуру в теле.


Читайте также: Влияние знака зодиака и цвета имени на жизнь человека

Оранжевый



2.jpg


В психологии:


Положительные характеристики: Цвет дружелюбия и оптимизма, радости, энтузиазма, творчества, успеха, ободрения, перемен, решимости, здоровья, стимуляции, счастья, веселья, удовольствия, баланса, свободы, самовыражения и очарования.


Негативные характеристики: высокое самомнение, экстравагантность.

В ведической астрологии (Джйотиш): 


Оранжевый относится к планете Солнце. День недели – воскресенье.

Связь цвета с чакрой


2 чакра Свадхистана (сексуальная чакра) светится оранжевым цветом. Отвечает за контакт с противоположным полом, удовольствия. Располагается ниже пупка. Для гармонизации 2 чакры рекомендуют заниматься творчеством, учиться быть гармоничным, сбалансировано питаться.


Предпочтение в одежде: 


Стилисты рекомендуют использовать темные оттенки оранжевого цвета, хорошо сочетается с коричневым, красным, бежевым, черным.


Ученые утверждают, если долгое время неотрывно смотреть на оранжевый цвет, это восполнит суточную дозу витамина С.


Людям, склонным к депрессивным состояниям, психологи рекомендуют носить оранжевый, как цвет радости, позитива, активности и энтузиазма.


Важно отметить, что оранжевый-это не только цвет радости и позитива. Буддистские монахи носят оранжевый(шафрановый), так как это цвет отречения от порочных желаний, жадности, гнева.

В интерьере: 


Оранжевый цвет в интерьере всегда способствует созданию радостной, мягкой атмосферы в доме. Оранжевый цвет оказывает хорошее воздействие на психику человека, стимулирует его быть решительным, активным, оптимистичным.


Хорошо подходит для детской комнаты, кухни. Замечательно сочетается с бледно-желтым, розовым, зеленым, красным.

Цветотерапия: 


Считается цветом энергии. Цвет Солнца, дает красоту, энергичность, жизнерадостность, здоровье. Улучшает кровообращение, пищеварение, стимулирует деятельность половых желез, снимает эмоциональные блоки, подавленность. В психотерапии считается одним из самых благотворных цветов. 

Желтый

3.jpg

В психологии:


Положительные характеристики: Цвет надежды и счастья, оптимизма, надежды, просветления, чести, радости и верности.


В психологии цвета он олицетворяет цвет ума и разума, оптимизма и жизнерадостности.


Негативные характеристики: Тусклый или грязно-желтый может означать осторожность, болезнь, ревность, трусость и обман.

В ведической астрологии (Джйотиш): 


Относится к планете Юпитер. Основные качества- мудрость, духовность, нравственность, щедрость. День Юпитера-четверг. В этот день советуют надевать золотистые, желтые одежды, для гармонизации Юпитера специалисты рекомендуют уважительно относиться к учителям, старшим, читать Священные писания, молитвы, контролировать речь.

Связь цвета с чакрой: 


Манипура чакра расположена в районе пупка (в области солнечного сплетения) и светится желтым цветом. Эта чакра отвечает за самооценку, самоконтроль. Для гармонизации Манипура чакры необходимо работать над правильной самооценкой, повторять слово РАМ.


Предпочтение в одежде: 


Желтый ассоциируется с праздником. Подсознательно мы воспринимаем желтый как цвет солнца, оптимизма и радости. К людям, одетым в желтое, окружающие обычно относятся доброжелательно, с доверием.


Психологи рекомендуют носить этот цвет тем, кто подвержен постоянному стрессу, апатии, пессимизму, страхам и страдает заниженной самооценкой.

В интерьере: 


Самый яркий цвет в цветовом спектре, может создать необыкновенно уютную, радостную атмосферу в вашем доме.


Согласно исследованиям ученых, желтый оказывает хорошее воздействие на психику человека, улучшает работу правого полушария, хорошо влияет на пищеварительную систему, учащает сердцебиение.


Желтый цвет и его оттенки разбавят серость темных и холодных помещений. Одни из наиболее красивых сочетаний- с зеленым, белым, бежевым, черным, синим, коричневым, красным.

Цветотерапия: 


Специалисты предлагают употреблять большое количество желтых продуктов- бананы, ананасы, кукурузу, перец, сливочное масло, желтую чечевицу, орехи.


Желтый цвет стимулирует хорошую работу нервной, пищеварительной систем организма.

Зеленый

4.jpg

В психологии:


Положительные характеристики: символизирует обновление и рост, баланс и гармонию, равновесия во всем. Зеленый- цвет возрождения и силы, дает умиротворение и уравновешенность.


Негативные характеристики: безысходность, ревнивость

В ведической астрологии (Джйотиш): 


соответствует планете Меркурий. Отвечает за разум, интеллект, остроумие, проницательность. День недели- среда. Для гармонизации влияния Меркурия в гороскопе рекомендуют контролировать речь, читать Святые писания, проявлять уважение к мудрым людям.



Связь цвета с чакрой: 


Анахата чакра (сердечная чакра) светится зеленым цветом. Располагается в области грудной клетки. Ее называют энергетическим центром любви. Данная чакра определяет способность человека быть в гармонии с окружающим миром, способность к бескорыстной деятельности, состраданию. Для гармонизации специалисты рекомендуют читать молитвы, медитировать, заниматься дыхательными практиками.


Предпочтение в одежде: 


Флегматики любят зеленый в одежде. Лучшая одежда для переговоров.


Человек, который отдает предпочтение зеленому в одежде обладает легким, коммуникабельным характером, готов к сотрудничеству. Хорошо сочетается с желтым, оранжевым, белым, черным, серым, коричневым

В интерьере: 


Ассоциируется с природой, силой жизни, естеством.


Дизайнеры рекомендуют использовать этот цвет в интерьере- он хорошо влияет на эмоциональный фон в доме.


Зеленый цвет не утомляет глаза, помогает сконцентрироваться. Он хорошо подходит для кабинетов. Для кухни- салатовые оттенки, гостиная- мятный зеленый. Хотя зеленый очень


жизнеутверждающий цвет, он помогает успокоиться, расслабиться.

Цветотерапия: 


Цвет настойчивости, рекомендуют раздражительным, беспокойным, суетливым людям. Повышает работоспособность, внимательность, целеустремленность. Улучшает работу сердца, печени, укрепляет нервную систему.

Голубой

5.jpg

В психологии:


Положительные характеристики: цвет доверия, ответственности, честности, верности, мира, добра.


Негативные характеристики: излишняя стеснительность, апатия, пассивность, консерватизм

В ведической астрологии (Джйотиш): 


Светло-голубой соответствует планете Луна (также белый, серебряный, молочно-бежевый). Основные качества- спокойствие, умиротворение, равновесие, радость, вдохновение. Лунный день- понедельник. Для гармонизации Луны астрологи рекомендуют соблюдать режим дня, проявлять уважение к женщинам (особенно своей матери), работать над культивированием хороших качеств характера и правильных привычек.


Связь цвета с чакрой


Вишудха чакра (5 чакра) светится голубым цветом. Это чакра самовыражения, коммуникабельности, креативности. Расположена в области шеи. Для гармонизации 5 чакры специалисты рекомендуют учиться выражать свои эмоции, работать над своим голосом, контролировать речь, избавляться от постоянного чувства вины и комплексом неполноценности.

Предпочтение в одежде: 


Голубой любят носить творческие, чувствительные, с «открытой душой» люди. Идеально подходит для всех видов переговоров. Он придает неизменную элегантность и изящество любому образу.


Хорошо сочетается с серым, розовым, черным, коричневым, желтым, красным, зеленым, синим.

В интерьере


Голубой зрительно расширяет пространство, вливает в него свет, радость, безмятежность, прохладу и свежесть. Он успокаивает, привносить гармонию и легкость. Голубой способствует расслаблению психики, снимает стресс. Голубой цвет также помогает мыслить более творчески, раскрывает потенциал.

В цветотерапии: 


Крайне благотворное влияние на здоровье человека. Голубой цвет помогает быть более сосредоточенным, успокаивает нервную систему, «охлаждает» эмоции. Специалисты говорят о прямой взаимосвязи щитовидной железы с этим цветом, также используют этот цвет в борьбе с инфекциями. 

Синий

6.jpg

В психологии:


Положительные характеристики: цвет духовности, мудрости, умиротворения, целомудрия, удачи.


Негативные характеристики: наивность, эмоциональная холодность

В ведической астрологии (Джйотиш): 


Соответствует планете Сатурн. День недели- суббота. Основные качества: дисциплина, терпение, честность, трудолюбие, самоограничения, размеренность. Для гармонизации Сатурна специалисты рекомендуют соблюдать режим дня, развивать принятие любых ситуаций в жизни, рационально использовать время, уважать пожилых людей, быть ответственным.

Связь цвета с чакрой: 


Аджна чакра (6 чакра) светится синим цветом. Это чакра отвечает за интуицию, способность выходить из рамок узкого понимания жизни, экстрасенсорику. Ее также называют чакрой третьего глаза, находится между бровями в середине лба.


«Кто я? Какой смысл моего существования?»- когда человек задает себе подобные вопросы, значит подошло время сделать следующий шаг в своем мировосприятии. Для гармонизации этой чакры рекомендуют практиковать осознанность и размышлять над смыслом всего происходящего, задавать вопросы и искать ответы.


Предпочтение в одежде


Один из наиболее предпочитаемых цветов в одежде во всем мире. И не зря. Синий отражает сдержанность, практичность, интеллект, выдержку. Темно-синий символизирует доверие, авторитет и стабильность. Светлые оттенки синего- непринужденность, креативность. Синий всегда стройнит, придает таинственность, благородство и элегантность образу.

В интерьере: 


Синий успокаивает, гармонизирует, ассоциируется с благородством, аристократизмом. В интерьере чаще всего используют светлые оттенки синего цвета, или элементы темно-синего. Психологи не рекомендуют использовать синий в кухне, он снижает аппетит. Хорошо подходит для спален и ванных комнат.

В цветотерапии: 


Синий цвет способен освободиться от нервозности, тревожности, дает ощущение стабильности и баланса. Синий имеет непосредственную связь с гипофизом. Может помочь при нервозности, кровотечении, проблем со зрением.

Фиолетовый

7.jpg

В психологии:


Положительные характеристики: символ мудрости, знания, глубины понимания, целомудрия, мистических способностей, чувствительности.


Негативные характеристики: нестабильность, незрелость, нерешительность

В ведической астрологии: 


Относится (как и синий) к планете Сатурн. День недели- суббота. В этот день рекомендуется носить синие, фиолетовые, черные цвета.

Связь цвета с чакрой


Сахасрара чакра (7 чакра) светится фиолетовым цветом. Эта чакра связывает с Единым Источником. Чакра духовности, ее называют также коронной чакрой. Сахасрара чакра расположена в теменной области головы. Ее главные характеристики- мудрость, духовность, просветление. Для ее гармонизации необходимо учиться отличать духовное от материального, вечное от временного, развивать бескорыстную любовь и осознавать себя вечной душой, призванной любить и служить Единому Источнику.

Предпочтение в одежде: 


Самый сложный цвет в радуге. Относится к холодным оттенкам. Придает загадочность, женственность, неповторимость и обворожительность любому образу. Его рекомендуют носить беременным женщинам. Если вы хотите выглядеть таинственно – выбирайте фиолетовый цвет! Хорошо сочетается с белым, черным, серым, коричневым, синим, зеленым, золотым.

В интерьере: 


Темные оттенки фиолетового зрительно сужают пространство. Дизайнеры рекомендуют использовать больше светлых оттенков фиолетового в интерьере. Он охлаждает, вносит романтичность и элегантность, помогает справиться с стрессом, наполняет энергией и желанием творить. Он способствует поднятию настроения, жизненного тонуса. Лучшие сочетания: желтый, белый, черный.

В цветотерапии: 


Фиолетовый- цвет вдохновения. Говорится, что медитация на этот цвет может помочь разобраться в жизненных неурядицах, найти настоящего духовного учителя. Фиолетовый-цвет мистицизма, интуиции, творчества. Помогает справиться с депрессией, чувством безысходности. Фиолетовый уравновешивает все энергии, открывает глубокий потенциал личности

Какие цвета радуги русские не видели

На первый взгляд может показаться, что вопроса легче, чем: «Сколько цветов радуги?» не существует. Но оказывается, далеко не всегда на Руси люди видели, что яркое небесное коромысло состоит из 7 цветов, более того и в наше время в разных культурах существуют различные мнения о её колористическом составе.

Физическое обоснование

Согласно физическим словарям, радуга представляет собой оптическое, атмосферное и метеорологическое явление, которое возникает при освещении множества водяных капель ярким источником света. Она может наблюдаться после дождя или тумана, причём как от солнечной, так и от лунной интенсивной подсветки.

Радуга всегда привлекала внимание учёных, но наиболее полное описание её свойств привёл английский физик Исаак Ньютон. Изучая преломление белого света в призме, он обнаружил, что появляющийся разноцветный луч состоит из 6 цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего и фиолетового. Однако как человек верующий, он не очень жаловал «дьявольскую» цифру 6, и поэтому, присмотревшись, выделил ещё один колор – индиго, который в русском варианте соответствует синему.

После этого некоторые народы согласились, считать, что разноцветная дуга состоит из 7 цветов спектра видимого излучения, а иные остались при своём традиционном представлении о радуге.

К слову сами англичане вскоре решили отказаться от цвета индиго, превратив «свою» радугу в 6-цветную. Вместе с тем следует отметить, что на самом деле спектр радуги непрерывен, и его цвета плавно переходят один в другой через массу промежуточных оттенков.

Символизм радуги

Радуга в славянской мифологии считалась колдовским мостом, соединяющим небеса с землёй, по которому ангелы спускались к водоёмам, чтобы набрать из них водицы. Эту живительную влагу небожители вливали в облака, откуда та падала вниз дождём, орошая поля и пастбища.

В некоторых регионах люди полагали, что радуга, появлявшаяся с первыми весенними дождями, когда природа оживала и преображалась, была драгоценным облачением небесного божества.

Еще существовало поверье, что радуга – это коромысло древней богини весны и плодородия Громовницы, которая черпала им воду из океанов и поливала посевы. В холодное время года, когда в поливе не было необходимости, данное небесное коромысло хранилось в созвездии Большой Медведицы.

В XVI веке это красочное оптическое явление стали олицетворять со стихиями: синий с воздухом, зелёный с водой, багряный с землёй и красный с огнём.

Цветовосприятие

Лингвист-русист Владимир Колесов в книге «История русского языка в рассказах» писал, что ещё несколько веков назад люди не различали большинства цветов и в их лексиконе попросту отсутствовали слова, обозначающие их. Лишь те цвета, что имели название, были важны для общества, остальные представлялись ничего не значащими оттенками основных колеров, не замечаемые их глазами.

По его мнению, изначально мир виделся человеку только в чёрно-белых красках, а со временем к ним стали добавляться прочие цвета и их нюансы.

В средневековой Руси в «состав» зелёного колера входили ещё жёлтый и голубой, красный цвет содержал – оранжевый, а синий – фиолетовый, но сами эти цвета в XI веке вряд ли представляли собой то же самое, что мы подразумеваем под ними в наше время.

Современный и древний зелёный – это два разных цвета. В прошлом под ним понимались все светлые, за исключением белого, оттенки спектра.

Синий был просто тёмным цветом, который в отличие от других тёмных оттенков имел блеск, то есть сиял, о чём говорит и общий корень этих двух слов «–си-».

Цветовосприятие славян

В датированном 1073 годом киевском сборнике есть упоминание о радуге, которая описывается как сочетание четырех цветов – червленого, зеленого, багряного и синего.

Под червленым цветом в те далёкие времена подразумевался красный, а под багряным скрывались оттенки спектра от тёмно-красного до чёрного.

Таким образом, на этом историческом этапе славяне не различали оранжевого, жёлтого, голубого и фиолетового цветов.

В 1230 году в летописи снова была упомянута радуга, только в этом случае, как предвестник монголо-татарского нашествия. В письменном источнике значилось, что на землю по обе стороны от солнца упали столпы –«червлены и желты, зелены, голубы, сини, черны».

Из описания, видно, что в этот временной отрезок появись обозначения для таких цветов как жёлтый и голубой, но по-прежнему отсутствовали оранжевый и фиолетовый.

Семицветик

В XVIII веке российский посол в Англии Антиох Кантемир, познакомившись с работами Исаака Ньютона, решил перевести на русский язык все обнаруженные учёным цвета спектра.

В итоге у него получилось: красный-жёлтый-жёлтый-рудо-зелёный-голубой-пурпуровый-фиалковый.

В этом описании «славянская радуга» впервые стала семицветной, пополнившись фиалковым и рудо-жёлтым тонами. Но оба эти цвета вскоре перестали употребляться в древнерусской форме, так как их место заняли заимствованные из французского языка – фиолетовый и оранжевый, а пурпуровый оттенок сменился синим.

Чтобы легче было запомнить устоявшуюся колористику радуги и последовательность расположения цветов, были придуманы мнемонические фразы, знакомые всем едва ли не с детского сада. Самым популярным является выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», реже употребляется: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь».

А как у них?

Меньше всего цветов радуги различают представители первобытных племён Африки. Для них радуга всего лишь двухцветная – светло-тёмная.

Якуты полагают, что небесное коромысло трёхцветное и состоит из красного и жёлтого цветов, и оттенка «кюох», который включает в себя такие колеры как синий, голубой, фиолетовый и зеленый.

Китайцы уверены, что в радуге пять цветов, а англичане, американцы и японцы знают о 6 её составляющих. Если жители западных стран не видят разницы между голубым и синим оттенком, то население Страны Восходящего Солнца понятия не имеет о зелёном цвете. Всё, что нам кажется, зелёным японцы видят синим.

Читайте также:

Последовательность цветов радуги и их правильный порядок для ребенка

Ваш малыш растёт, активно изучает мир и ежедневно удивляет новыми достижениями. Вы много читали и слышали про ранее развитие детей и уделяете этой теме пристальное внимание. Все люди рождаются с примерно одинаковыми способностями, утверждает японский ученый Синити Сузуки, разными их делает воспитание.

Любой ребенок способен вырасти умным и способным, если ему для развития дать то, что требуется и, самое главное, в определенное время. Уроки танцев, скрипки и английского языка в раннем детстве вовсе не для того, чтобы вырастить из чада гениального скрипача, лингвиста или танцора, а для того, чтобы дать толчок развития его безграничным потенциальным возможностям. Мозг малыша фактически чистый лист бумаги, и оттого, что будет изначально начертано на этом листе, зависит как широко раскроется потенциал ребенка. Ниже пойдет речь о том, как начать с малого — запомнить с ребёнком цвета радуги по порядку.

Когда начинать обучение?

Чтобы определиться с ответом на этот вопрос, обратимся к физиологии. Мозг человека насчитывает около полутора миллиардов клеток, но у младенцев больше половины из них не задействовано. Большинство связей между мозговыми клетками выстраивается в течение первых трех лет жизни ребенка. Мышление, способность к творчеству, чувства, получают развитие уже после трёх лет, но основа для этого должна создаваться с рождения.

Коротко резюмируя — если вовремя не заложить фундамент будущих способностей, то и развивать будет нечего. Таким образом, начиная с трехлетнего возраста целесообразно обучать ребёнка простым и полезным базовым знаниям об окружающем мире.

Если ребенок не запоминает цвета, превратите уроки в увлекательную игру!

Так как помочь ребёнку запомнить цвета радуги?

Для перехода к запоминанию радужного спектра, цвета, как таковые, ребёнком уже должны быть освоены. Цвета радуги в спектре имеют такую очередность: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Один из самых распространенных способов для запоминания ряда слов или чисел — связать их по смыслу в текст, пропеть или зарифмовать. Стишков и считалок на тему радужного спектра существует очень много. Про охотника, который желает знать, и про звонаря, который фонарь сшиб – это всем известные способы запоминания расположения цветов радуги. Вы можете выбрать с ребенком, что нравится, и начать разучивание. Предлагаем наш вариант зарифмованной последовательности:

Что за диво, погляди,
Радуга там впереди!
Красный цвет напоминает
Галстук на груди.
Цвет оранжевый, как листья
В парке за прудом,
Желтый, он как Солнце
И горит огнем,
В центре радуги — зеленый,
В сердцевине самой,
Как ребенок несмышленый
На руках у мамы.
Голубое небо сменит
Синих туч накат,
Ночь наступит, надевая
Фиолетовый наряд.

Практика запоминания цветов по принципу фотографирования

Возьмите фломастеры (или карандаши) и соберите из них радужный спектр. Повторяйте вместе с ребенком стих или любую другую считалочку про цвета радуги, которая вам нравится больше всего, указывая на каждый из цветов последовательности. Глядя на фломастеры ребёнок визуально запоминает последовательность, подкрепленную ассоциативным аудио-рядом.

Предложите ребенку запомнить порядок разложенных перед ним фломастеров. Когда ребёнок будет готов, пускай закроет глаза, а вы убираете один из цветов. Перед ребенком ставится задача вспомнить, какого цвета не хватает. При этом он начинает пользоваться своей памятью, проигрывая только что повторенный с вами урок и определяет (или нет) недостающий цвет.

Чтобы закрепить результаты, можно усложнить задачу: убираем один из цветов и перемешиваем фломастеры. Предлагаем собрать радугу на столе и определить, какого цвета не хватает. Но не требуйте от ребёнка всего и сразу. Не забывайте, что главное, чтобы процесс обучения приносил удовольствие вам обоим.

Используем подручные средства в обучении

Практика запоминания по принципу циклов повторений

Дети очень быстро впитывают информацию, но так же быстро забывают. Продлить срок действия памяти можно периодическим повторением информации, при чем с возрастающими промежутками времени. Больше циклов повторения, лучше закрепление в памяти. Помните песенку из детства «Ладушки-ладушки. Где были? У бабушки!». Так же и с радугой — снова и снова возвращайтесь к этой теме вместе с ребенком в различных игровых формах. Возьмите, например, акварельные или пальчиковые краски, вспомните вместе последовательность и нарисуйте радугу на листе бумаги. Поместите рисунок в рамку на стену и этот визуальный образ будет автоматически работать, как повторение ранее выученного «урока» про радугу.

На физическом уровне это работает так: после циклов повторения и применения на практике мозг определяет информацию, как важную и перемещает из ячейки с кратковременной памятью в ячейку долговременного хранения.

Зеваем, жуем, танцуем и запоминаем

Да, да. Зевание активизирует снабжение клеток мозга кислородом. Жевание кратковременно повышает способность к восприятию. Этот эффект также связан с тем, что при жевании вырабатывается инсулин, который усиливает всасывание глюкозы, а значит питание мозга. Танцы, или любая другая физическая активность, усиливает метаболизм в клетках, и мозга, в том числе. Так что смело устраивайте активные перерывы в обучении и запоминании чего бы то ни было, а после активных игр повторите заученный материал еще раз.

Не забывайте самого главного — положительные эмоции и позитивный настрой! В стрессе, под принуждением, память маленького ребенка блокируется — это защитная реакция детской психики от внешних угроз. Выбирайте подходящее время для занятий, убедитесь, что ребёнку комфортно и он в хорошем настроении. Детский мозг любознателен — это главное правило от которого надо отталкиваться приступая к обучению ребёнка. Будьте терпеливы, креативны, делитесь с друг с другом радостью совместного обучения. Результатами такого подхода вы, несомненно, будете довольны.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Цвета радуги по порядку — почему именно такие? :: SYL.ru

Что такое радуга?

Радуга — это удивительное и невероятно красивое метеорологическое и оптическое природное явление. Его можно наблюдать в основном после дождя, когда выглянет солнце. Оно-то и является причиной того, что мы можем увидеть на небе это чудесное явление, а также различить цвета радуги, по порядку расположенные.

Причины возникновения

Радуга появляется из-за того, что свет, исходящий от солнца либо от другого источника, преломляется в капельках воды, медленно падающих на землю. С их помощью белый свет «ломается», образовывая цвета радуги. По порядку они расположены по причине различных степеней отклонения света (к примеру, красный свет отклоняется на меньшее количество градусов, нежели фиолетовый). Причём радуга может появляться также и благодаря лунному свету, но нашему глазу очень сложно различить её при слабом освещении. При образовании окружности, которую формирует «небесный мост», центр всегда находится на прямой, проходящей через Солнце либо Луну. Для тех, кто наблюдает это явление с земли, этот «мост» представляется в виде дуги. Но чем выше точка обзора, тем радуга видится полнее. Если же наблюдать её с горы либо с воздуха, она может предстать перед глазами в виде целой окружности.

Порядок цветов радуги

Многие знают фразу, позволяющую запомнить то, в каком порядке цвета радуги расположены. Для тех, кто не знает или не помнит, напомним то, как звучит эта строчка: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» (к слову, сейчас существует множество аналогов этому известному моностиху, более современных, а иногда и весьма весёлых). Цвета радуги по порядку: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Своё местоположение эти цвета не меняют, запечатлевая в памяти извечный вид такого невероятно красивого явления. Радуга, которую мы часто наблюдаем, является первичной. При её образовании белый свет претерпевает лишь одно внутреннее отражение. В таком случае красный свет находится снаружи, как мы и привыкли видеть. Однако может образоваться и вторичная радуга. Это довольно редкое явление, при котором белый свет дважды отражается в каплях. В таком случае цвета радуги по порядку уже расположены в обратном направлении (от фиолетового к красному). При этом часть неба, которая находится между этими двумя дугами, становится темнее. В местах, обладающих очень чистым воздухом, можно наблюдать даже «тройную» радугу.

Необычные радуги

Кроме всем привычной радуги в форме дуги, можно наблюдать и другие её формы. К примеру, можно наблюдать лунные радуги (но человеческому глазу их сложно уловить, для этого свечение от луны должно быть очень ярким), туманные, кольцевые (об этих явлениях уже упоминалось выше) и даже перевёрнутые. К тому же радугу можно наблюдать и зимой. В это время года она иногда возникает из-за сильных морозов. Но некоторые из этих феноменов к «небесным мостам» никакого отношения не имеют. Очень часто за радугу ошибочно принимают явления гало (так называется светящееся кольцо, образовывающееся вокруг определённого объекта).

цветов радуги и их значения

Colors of the Rainbow and Their Meanings Радуга — прекрасное явление природы; знание значения каждого из цветов радуги делает ее еще красивее. Хотя Природа или Бог создали это великолепное природное явление; философы придали значение его цветам.

Каждая радуга имеет семь цветов, начиная с красного и заканчивая фиолетовым или пурпурным. Чтобы запомнить порядок этих цветов, люди используют аббревиатуру ROY G. BIV или VIBGYOR, что означает красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый.

Библия и цвета радуги

Мы не можем говорить о значении цветов радуги, не упомянув Библию. Считается, что «радуга — знамение Всевышнего о том, что мы не забыты». Он упоминается в рассказе о Ноевом ковчеге; после того, как Бог явился Ною после потопа, в небе появилась красивая радуга, означающая Его Славу и Силу, а также Его Завет.

В Библии Радуга упоминается в Книге Бытия, Откровении, а также в Книге Иезекииля.

  • В Книге Бытия это описывается как знак Божьей милости, а также договор / завет, который Он заключил с Ноем, что такой потоп больше не будет послан.
  • В Иезекииля 1: 26-28 цвета радуги сравниваются со славой Бога в Откровении; Апостол Иоанн сравнивает цвета радуги со славой или силой Бога.

Ной учит Человечество Семи Основным правилам, которых следует придерживаться, чтобы соответствовать семи цветам радуги:

  1. Не поклоняйся идолам
  2. Не богохульствуй
  3. Не убий
  4. Не вступай в аморальные отношения
  5. Не укради
  6. Ты должен уважать все живые существа
  7. Ты должен учредить суды

Они называются законами Ноя, и семь цветов радуги напоминают нам о наших обязательствах перед ними.

Ангел Цвета и цвета радуги

Другой важный термин, связанный с цветами радуги, — это цвета ангела. Набожные христиане используют их, чтобы сосредоточиться на своих молитвах Господу. Подобно семи цветам радуги, существует семь цветов Ангела. Некоторые одаренные люди с «зрением» видят не только преломленный свет в цветах радуги, но и другую метафизическую систему, которую они считают ангелами, посланными на Землю, чтобы вести нас. На самом деле они похожи на концепцию цветов чакр и аур, которую мы обсуждали ранее.

Семь цветов ангелов включают:

  1. Голубой ангел Михаил (вождь всех ангелов). Также обозначает Духовность
  2. Желтый — Ангел Иофиил (Мысли / Мудрость)
  3. Pink- Angel Chamuel- (отношения)
  4. Белый — Ангел Гавриил (откровение)
  5. Зеленый — Ангел Рафаэль (исцеление)
  6. Красный — Ангел Уриил (мудрость / энергия)
  7. Пурпурный — Ангел Задкейл (ангел милосердия).

Значение цветов радуги в современной философии

Сегодня в области цветов было проведено много исследований.Цвета играют важную роль в нашей жизни. Разные цвета символизируют разные личности, а также по-разному влияют на наше настроение. Семь цветов радуги также связаны с семью цветами чакр, семью днями недели, цветами аур и так далее. Люди используют кристаллы, драгоценные камни и другие предметы семи цветов радуги для достижения духовности, хорошего здоровья и мудрости.

Давайте еще раз посмотрим на семь цветов радуги и на то, что каждый из них представляет:

  1. Красный — это первый цвет радуги сверху.Красный цвет означает страсть, жизнеспособность, энтузиазм и безопасность. Это свет с самой длинной волной.
  2. Оранжевый — Этот свет или цвет представляет собой сочетание желтого и красного. Это динамичный цвет, олицетворяющий творчество, практичность, игривость, а также равновесие или контроль.
  3. Желтый — это цвет самого солнечного света. Он олицетворяет ясность мысли, мудрость, упорядоченность и энергию.
  4. Зеленый — это средний цвет радуги, обозначающий плодородие, рост, равновесие, здоровье и богатство.
  5. Синий — Пятый цвет радуги, который заставляет задуматься о Неизвестном. Небо и бескрайние океаны окрашены в этот цвет, и поэтому он ассоциируется с Духовностью и Божественностью.
  6. Индиго — Считается, что там, где синий успокаивает, индиго успокаивает. Индиго мистичен, поскольку он перекрывает разрыв между конечным и бесконечным. Драгоценные камни цвета индиго часто используются для духовных достижений, экстрасенсорных способностей, самосознания и усиления интуиции.
  7. Фиолетовый — Последний цвет радуги представляет собой смесь красного и синего. Считается высшим элементом духовности. Он может разжечь воображение и стать источником вдохновения для художников. Темные тона фиолетового ассоциируются с печалью. Более глубокие оттенки фиолетового или пурпурного означают высокое духовное мастерство.

Таким образом, семь цветов радуги не только прекрасны, но также имеют библейское / философское значение, особые функции и цели.

.

Их значения, порядок и символика в Библии

Радуга — прекрасное явление, имеющее значение для разных религий и культур. Радуга обычно возникает после ливня или ливня и является результатом отражения солнечного света, падающего на капли дождя. Это создает оптический вид, напоминающий радугу. Хотя солнце часто светит после дождя, условия не всегда идеальны для появления радуги. По этой причине радуга считается особенной во многих религиях и культурах.

Религиозное и культурное значение

Из-за своей редкости радуги имеют значение для многих религий и культур. В христианстве радуга была видна после того, как Бог устроил на Земле Великий потоп, чтобы очистить мир от греха и зла. Считается, что появление радуги после шторма — знак того, что Бог не уничтожит мир снова потопом. В книге Откровений также упоминается радуга, в которой радуга используется как знак второго пришествия Иисуса Христа.

На протяжении индейская культура значение и значение радуги варьируется в зависимости от племени. Некоторые племена считали радугу мостом между духовным и человеческим миром. Иногда его называют «Радужный мост». Другие племена считали радугу символом богинь исцеления. Индейцы чероки считали, что радуга — это подол плаща бога Солнца. Индейцы майя придерживались той же веры, что и христиане, в отношении радуги, поскольку они считали, что после того, как их мир был разрушен огненным дождем, появление радуги означает, что боги больше не гневаются.

Есть некоторые культуры / религии, которые верят, что радуга представляет элементы или направления Земли. В исламе радуга состоит только из четырех цветов — синего, зеленого, красного и желтого — которые соответствуют четырем элементам: воде, земле, огню и воздуху. Буддисты считали, что семь цветов радуги представляют семь континентов Земли. Древние арабы приписывали появление радуги подарком южного ветра.

Во многих культурах радуга была знаком удачи или подарком богов. Как многие знают, в ирландской культуре радуга является синонимом неуловимых горшков с золотом и лепреконов. Польша также разделяет мнение Ирландии о горшках с золотом на конце радуги. Однако в польской культуре горшки с золотом — это подарок ангелов.

Во многих культурах радуга — это знак путей, сообщений или посланников. В римской культуре радуга считалась дорогой, по которой Меркурий, бог-посланник. В норвежской традиции радуга стала дорогой или мостом, который могли пересечь только прославленные воины, члены королевской семьи или боги.

Хотя многие религии и культуры положительно относятся к радуге, есть несколько случаев, когда радуга рассматривается как отрицательный символ. Во многих из этих культур радуга ассоциировалась с темными духами или демонами. И в Гондурасе, и в Никарагуа люди верили, что радуга — это знак дьявола, и если они посмотрят на радугу, на них будет наложено проклятие.В амазонской культуре радуга ассоциируется с менее желанными духами, которые вызывают выкидыши и кожные заболевания.

Значение цветов радуги

Хотя радуга имеет значение в целом, каждый цвет имеет свое значение.

Красный

Красный — это первая цветная дуга радуги, поэтому у нее самая длинная волна. В христианстве эта дуга соответствует архангелу Уриилу, который олицетворяет мудрость и энергию.В современном буддизме и индуизме красная дуга соответствует базовой или муладхара-чакре, которая является первой чакрой, которая соединяет или «заземляет» человека с физическим планом.


Оранжевый

Оранжевый — вторая по цвету дуга радуги. Эта дуга представляет собой смесь цветов до и после нее — красного и желтого. В радуге оранжевый символизирует творчество и способность получать удовольствие. Оранжевая дуга, основанная на системе чакр, представляет Свадхистану

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *