HomeРазноеПро осень одно предложение: одно предложение на тему осень — Школьные Знания.com

Про осень одно предложение: одно предложение на тему осень — Школьные Знания.com

Содержание

одно предложение на тему осень — Школьные Знания.com

помогите пожалуйста срочно!!!​

Сделайте пожалуйста этот номер пж жжжжж срочно!!!!
Заранее спасибо за помощь!!!

Выпиши все имена существительные в той форме и в том порядке, в котором они употреблены в предложении ( со строчной буквы, без запятых, без точек).
Ин

огда мама заставляет меня прерваться на ужин, но я хочу сначала закончить уроки.

Списываем, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчёркиваем все причастные и деепричастные обороты. Выполняем ВСЕ разборы!И тут вдруг… Ль

ды напр..глись др..гнули. Так бывает с лю..ской толпой когда она встрепенётся разом, поражё(н,нн)ая (не)ожида(н,нн)ой вестью. Бе(з/с)форме(н,нн)ые торосы в бе(з/с)порядке заш..в..лились, стали грудит..ся высокой стеною и подступать к самому берегу и затем дружно(2) отступать в озеро.Вскоре подул перелётный горный ветер.(4) Льды ун..сились всё дальше и дальше. В (не)сколько минут очистилась дли(н,нн)ая и широкая береговая полоса а через час-другой льды умчались открыв широкий простор озера-моря.Что тут сталось с лу(н,нн)ым светом! На ч..рную, как густые ч..рнила, воду буйно выб..вшуюся из-подо льда, оранжевый свет луны набросился жадным вольным пламенем. Всё это мгнове(н,нн)ое превр..щение застойного, сдавле(н,нн)ого(3) озера в бурлящее, свободное казалось волшебством​

найти из этого текста местоимения и разобрать мест, Н.Ф,разряд ,под число , падеж 1. Всякому овощу своё время. 2. своя земля и в горсти мила. 3. Сколь

ко голов, столько и умов. 4. Ты ему по секрету , а он всему свету. 5. ты ему слово, он тебе десять. 6. много говорено, да мало сказано. 7. немного думано, да хорошо сказано.​

найти из этого текста местоимения и разобрать их вот так мест, Н.Ф,разряд ,род число , падеж.1. Всякому овощу своё время. 2. своя земля и в горсти ми

ла. 3. Сколько голов, столько и умов. 4. Ты ему по секрету , а он всему свету. 5. ты ему слово, он тебе десять. 6. много говорено, да мало сказано. 7. немного думано, да хорошо ссказано.​

перечислите причины, осложняюшие свободное использование заимствованных слов в русский язык. заранее спасибо​

Напишите сжатие изложение как в 5 классе ПЖ

Пожалуйста помогите дайте ответ четким

составьте 4 спп с разными подчинительными союзами ​

Урок 5. как построить предложение? — Русский язык — 3 класс

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 5

Раздел: «Предложение»

Тема: Как построить предложение?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, диалог.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 15-16.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 8-9.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 7.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Потренируемся. Прочитаем.

Наступила золотая осень. Осень, моросить, деревья.

Первый пример – предложение. Докажем это.

  1. Предложение состоит из слов. В этом предложении три слова: наступила, золотая, осень. Слова в предложении выражают законченную мысль, связаны по смыслу. Нам понятно, что речь идёт об осени, что она золотая, уже наступила.
  2. Все слова в предложении связаны грамматически, то есть, по форме. Пора (какая?) золотая. Пора (что сделала?) наступила.

Второй пример – слова. Докажем это.

  1. Данные слова не связаны друг с другом по смыслу. Их нельзя соединить в одно предложение так, чтобы был понятен смысл. Но с каждым из этих слов предложение составить можно:

Пришла осень.

Дождь тихо моросит за окном.

Ветер срывает листья с деревьев.

  1. Данные слова не связаны по смыслу. Каждое из слов выражает смысл, имеет значение (осень, моросить, деревья), но вместе эти слова смысл не отражают.
  2. Данные слова не связаны грамматически (по форме).

Осень, моросить, деревья.

Как составить из слов предложение?

1. Прочитаем слова.

Осень, перелётный, птицы, улетать, юг.

2. Объединим слова по смыслу.

3. Изменим форму некоторых слов: осень – осенью, перелётный – перелётные, улетать – улетают.

4. Добавим слово: на.

5. Составим предложение.

Осенью перелётные птицы улетают на юг.

Перелётные птицы осенью улетают на юг.

Улетают на юг осенью перелётные птицы.

На юг улетают осенью перелётные птицы.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Прочитаем предложения так. В первом предложении выделим голосом слово «осень», во втором – «наступила».

Осень наступила.

Осень наступила.

Выделяя голосом слово «осень», мы сообщаем, что наступила осень, а не зима. Выделяя голосом слово «наступила», мы сообщаем, что осень уже наступила.

Послушайте фрагмент стихотворения С. Маршака «Волк и Лиса».

— Лисавета, здравствуй!

— Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела. Голова ещё цела.

— Где ты был?

— На рынке.

— Что купил?

— Свининки.

— Сколько взяли?

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

— Кто отгрыз?

— Собаки!

— Сыт ли, милый куманёк?

— Еле ноги уволок!

О ком же идёт речь в этом стихотворении? Они же и являются героями стихотворения! Прочитаем только слова (реплики) лисы.

— Как дела, зубастый?

— Где ты был?

— Что купил?

— Сколько взяли?

— Кто отгрыз?

— Сыт ли, милый куманёк?

Прочитаем только реплики волка.

— Лисавета, здравствуй!

— Ничего идут дела. Голова ещё цела.

— На рынке.

— Свининки.

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

— Собаки!

— Еле ноги уволок!

Можно сказать, что лиса и волк разговаривают друг с другом, ведут диалог.

Вспомним, что такое диалог.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. Базовый уровень сложности.

Тип – выделение цветом.

Текст вопроса.

Выделите цветом, какие записи можно назвать предложением?

Рано утром Маша и Витя пошли в лес.

Они нашли много грибов.

Гриб день.

Маша устала и присела на пенёк.

Трава.

Витя похвастался, что нашёл белый гриб.

Правильный ответ.

Рано утром Маша и Витя пошли в лес.

Они нашли много грибов.

Гриб день дети.

Маша устала и присела на пенёк.

Трава дерево утро.

Витя похвастался, что нашёл белый гриб.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, что такое предложение; прочитать записи; определить, какие из них являются предложением.
  5. Прочитать или найти определение предложения.
  6. Прочитать записи.
  7. Определить, какие из них являются предложением (выражена законченная мысль, слова связаны по смыслу и грамматически).
  8. Выделите цветом предложения.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 6. Базовый уровень сложности.

Тип – ввод с клавиатуры пропущенных элементов текста.

Текст вопроса.

Прочитайте отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон». Определите, сколько здесь предложений. Покажите границы предложений.

Прибегаю я к Мишке батюшки Мишка телефон ломает он из аппарата вытащил батарею и уже трубку развинчивает

Правильный ответ

Прибегаю я к Мишке. Батюшки! Мишка телефон ломает. Он из аппарата вытащил батарею и уже трубку развинчивает.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, что такое предложение; определить, о ком или о чём рассказывается в записи (сколько законченных мыслей можно выделить), расставить знаки препинания.
  5. Вспомните, что такое предложение.
  6. Прочитайте запись. Определите, сколько мыслей высказано.
  7. Определите границы предложения.
  8. Расставьте знаки препинания.
  9. Проверьте, получилось ли выполнить задание.

Творческая игра по русскому языку на тему «В гости к осени». 2–4-й классы

Цель: Обобщить изученный материал по
теме «В гости к осени».(слайды 1-3)

Задачи:

  • Учебные: совершенствовать умения
    делить слова на слоги, подбирать однокоренные
    слова; формировать лексическую базу по теме
    урока;
  • Развивающие: активизировать
    словесно-логическое  мышление; развивать
    творческую инициативу каждого участника игры;
    формировать устойчивость внимания; развивать
    познавательный интерес обучающихся;
  • Воспитательные: развивать
    творческую инициативу каждого участника игры;
    воспитывать товарищество, взаимопомощь, любовь к
    русскому языку, окружающему миру.

Тип урока: урок-обобщение знаний

Оснащение урока: компьютер,
мультимедийный проектор, плакаты с изображением
зверей, грибов, лиственницы, карточки с
заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Проверка готовности детей к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

Помедли, осень, на опушке года –

С походкой мягкой, рыжая лиса.

Пусть скупо светит солнце с небосвода.

Зато сияют рощи и леса.

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

Н. Рыленков

– О чем это стихотворение?

– С кем сравнил автор осень? Почему?

– Что же такое осень?

Осень – это разноцветное покрывало земли

Осень – это вкус овощей и фруктов.

Осень – это запах астр и гладиолусов.

Осень – это царица грибов.

Осень – это шорох опавших листьев.

– Сегодня на уроке русского языка мы с вами
отправимся в гости к осени и порадуем ее своими
знаниями. Итак, мы отправляемся!

3. Кроссворд (слайды 4-11)

– Попробуйте найти слово, спрятавшееся в
кроссворде по вертикали.

                             1.
Л
Е Д О С Т А В

2. З А М О Р О З К И

                      3.
Л И С Т В Е Н Н И Ц А

                      4.
О К Т Я Б Р Ь

                  5.
П О Х О Л О Д А Н И Е

                             6.
П
Е Р Е Л Е Т Н Ы Е

                 7.
Т У М А Н

                            8.
Д
О Ж Д Ь

1. В холодные осенние дни вдоль берегов рек
на  мелких местах образуется неподвижный лед.
Это говорит о том, что на реках, озерах прудах
начинается… (ледостав)

2. На улицах холодает.

Ледок лужи прикрывает.

Иней покрывает землю и траву-

Этот легкий морозец пришел ко двору.

Как называется это явление? (Заморозки)

3. Эта особа летом покрыта зеленой хвоей, а
осенью меняет наряд на желтый и постепенно
сбрасывает его. (Лиственница)

4. Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился…

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

5. Понижение температуры осенью (Похолодание)

6. Птиц, улетающих в теплые края осенью и
возвращающихся весной, называют… (перелетные)

7.  Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман)

8. Шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

Листопад – это явление, которое бывает
только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные
уборы, а затем сбрасывают листву.

4. Игра «Узнай дерево по его листочкам» (слайд
12)

– Какому дереву принадлежит этот лист?

(Учитель по очереди показывает листочки, дети
их называют)




2 класс 4 класс
Записать названия деревьев, разделить
слова на слоги.

(бе-ре-за, ря-би-на, о-си-на, дуб,
клен, каш-тан)

– Как узнать сколько в слове слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Подобрать однокоренные слова к слову
лист

(листик, листочек, листок, листва, листовой,
лиственница, листопад, листопадничек…)

– Выделить  корень.

(Показать картинку лиственницы и рассказать об
этом дереве)

Лиственница летом покрыта зеленой хвоей. А
осенью меняет наряд на желтый и постепенно
сбрасывает его.)

Листопаднички – зайчики, которые
рождаются осенью, во время листопада.

5. Физкультминутка для глаз (слайд 13)

6. Работа над предложением  

– Давайте вернемся к нашему кроссворду (слайд
11). Посмотрите внимательно на слова. Какое слово
здесь лишнее? Почему? (Перелетные
прилагательное, какой?)

– Назовите перелетных  птиц. (Ласточка,
зяблик, жаворонок, скворец, грач и др.)


– Ребята, перелетные птицы преодолевают большие
расстояния. Летят иногда без отдыха целый день
или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во
время перелета, попадая в бурю или ураган,
поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю,
опустившуюся на поле для поиска пищи или
отдыхающую на деревьях. Для птиц, оставшихся на
зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и
развешивать кормушки. (Слайд 14)




2 класс 4 класс
Задание: Прочитать слова.

К
каждому слову 1 столбика подберите подходящее по
смыслу слово из 2 столбика.

Соедините стрелочками.

осень         улетает

листья       идет

дождь        падает

птицы        пришла

Запишите предложения, добавляя в каждое
предложение по одному слову.
Слова для справок: мелкий, золотая,
перелетные, желтые

Подчеркните главные члены предложения.

(Составить схему предложения)

Пример:
Пришла золотая осень.

что сделала?          
что?
Пришла  
               осень

                                
какая?

                                золотая

Игра «Паровозик»

(Дается
короткое предложение из 3-х слов)

1. Летят перелетные птицы.

(Ученик добавляет одно слово и произносит
предложение целиком)

2. Клином летят перелетные птицы

Следующий ученик добавляет еще одно слово и
произносит предложение и т.д.)

3. В небе клином летят перелетные птицы.

4. В голубом небе летят перелетные птицы.

5. В голубом небе клином летят на юг перелетные
птицы.


6. Утром в голубом небе клином летят на юг
перелетные птицы.

Разобрать предложение по членам предложения.

(выписать словосочетания)

птицы (какие?) перелетные

летят (где?) в небе

летят (когда?) утром

летят (куда?) на юг

летят (как?) клином

в небе (каком?) голубом

7. Физкультминутка

Мы – листики
осенние,                              
Ветер снова побежал

На ветках мы
сидим.                     
             И
листочки все поднял.

Дунул ветер –
полетели,                            
Закружились, полетели

Мы летели, мы летели
                               И
за парту тихо сели. [3]

8. Игра «Кто больше»

Осень – это царица грибов. И вот мы сейчас с
вами отправимся в лес за грибами.

ХИТРЫЕ ГРИБЫ

В. Берестов

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я не малое лукошко,

А корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни.

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной.

И под елью зря искал.

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал.

– Какие грибы мы можем с вами собрать? (Подберезовики,
подосиновики, боровики, шампиньоны, лисички,
маслята, опята и др.)


– Как правильно собирать грибы?

Задание: из букв слова СЫРОЕЖКА
нужно как можно больше составить новых слов.

(Сыр, сырок, еж, ежик, ор, рожа, коса, сор, рок,
река, роса, оса, крыса и др.)

– Кто составил слово из 5 букв?

9. Работа с текстом




2 класс 4 класс
Определить границы предложений.

Быстро
пролетело жаркое лето наступила осень часто
моросит мелкий дождь по небу поползли серые тучи
на лесной поляне порыжела трава в лужах плавают
осенние листья.

– Можно ли назвать эти предложения текстом?

– О чем текст?

– Как его можно озаглавить?

Работа с деформированным текстом

Взлетают,
листья, кружатся, и, осенние, падают

Вьется, тонкая, в, паутина, воздухе

Цветы, и, травы, в, землю, свои, высыпали, семена

Налетел, ветер, сильный

Закачались, гибкие, растений, стебельки

Пошел, мелкий, дождь, моросящий.

– Можно ли эти предложения назвать текстом?

– О чем этот текст?

– Какова основная мысль текста?

– Как можно озаглавить.

(Дети читают предложения)

10. «Мы пишем рассказ – миниатюру»

(Творческая работа с продолжением)

– Каких зверей можно увидеть осенью в лесу? (Зайца,
медведя, белку, ежа, волка, лису, лося…)


– Как разные животные готовятся к зиме?

– Сегодня  вы напишите небольшой рассказ о
том, как животные готовятся к зиме.

– Закройте глазки и представьте себя любым 
животным. Представили?

– А теперь слушайте начало рассказа.

В лесной тиши послышался шелест листьев. На
полянку вышел…

– Продолжайте  самостоятельно. (Дети
читают 2-3 рассказа)

11. Итог урока. Рефлексия

Игра: «Честно – пречестно»

– К кому мы сегодня ходили в гости? (К осени)

– Как вы думаете, понравилось ли осени, как мы
сегодня с вами работали? Почему?

– Что для вас было уже легко?

– Что было еще трудно?

– А что показалось самым интересным?

– Урок окончен. (слайд 15)

Список использованной литературы:

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 2
класса. – М.: Дрофа, 2008.

2. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4
класса. – М.: Дрофа, 2008.

3. Тарасова Л.Д. Русский язык. 2, 4 классы.
Журнал «Начальная школа», №1, 2012.

29 Детских книг про осень на английском Autumn books for kids

Обзор 29 детских книг об осени

Вы уже наверняка знаете, как я отношусь к книгам и чтению (если вдруг нет, в конце статьи есть ссылки на статьи по теме), поэтому не буду долго ходить вокруг да около, представляю вашему вниманию подборку осенних книг на английском языке, которые можно брать за основу занятия и, дополняя различными видами деятельности, подготовить полноценный урок. 

Книги отсортировала по сложности (приблизительно). Если название книги кликабельно, у нее есть электронный вариант, а это значит, что вы сможете прочитать их с экрана или распечатать.

Если есть вопросы по произношению, все эти книги вы без труда найдете на Youtube в исполнении носителей, для этого введите в строке поиска название книги + read aloud.

По подтемам книги сортировать не стала, практически всегда из названия или по обложке понятно, о чем пойдет речь. Основные темы: осенние листья, урожай, осенние изменения в природе/погоде, яблочный пирог и животные. 

А если вы спросите зачем так много книг? Отвечу: затем, что дети только пока малыши хотят читать одну и ту же книгу по сто раз. Дети постарше уже воротят носики и говорят, что это они уже читали и хотят новую. Но если мы читаем много разных книг на одну тему, все равно большая часть лексики повторяется, и таким образом хорошо закрепляется. 

 

Книги для начинающих (картинка + 1-2 предложения на странице)

 

1. «Autumn» by Colin MacNaughton

Это скорее иллюстрированный словарь с очень милыми картинками или набор флешкарточек, но по картинкам можно побеседовать, обсудить цвета, одежку, эмоции и т.п.

 

2. «Leaves» by David Ezra Stein

Эта книга понравится чуть более продвинутым ребятам, она простая, но длинная.

Это история про первую осень медвежонка, о том, как он волновался, все ли в порядке с деревьями, когда листья начали опадать и даже пытался их приставить обратно. Потом ему очень захотелось спать, и он проспал всю зиму в норе, устланной листьями, а когда проснулся, увидел на деревьях почки. Очень мне нравится эта теплая и поучительная история. Тут и цвета листьев обсудить можно, и изменения в природе, и животных, которые впадают в спячку.

 

3. «Falling Leaves» 1-2-3 Counting Book

Совсем простенькая книжечка с яркими иллюстрациями о том, что нам приносит осень. Считаем все это, и одно предложение поясняющее:

«2 scarecrows stand in a field. They scare away birds. Seven geese fly south. It’s warmer in the south».

 

 

4. «The Busy Little Squirrel» by Nancy Tarufi 

История о том, как бельчонок был занят подготовкой к зиме и не мог поиграть с друзьями. Хороший текст, простой, но естественный, язык с разнообразием форм, времен и т.д. Приятные глазу иллюстрации.  Узнаем о различных лесных животных, их звуках и занятиях. Выучим фразу вежливого приглашения что-то делать вместе: «Woof, woof,» said Dog. «Will you run in the field with us?» и выражение to be busy — быть занятым.

 

5. «Leaf Man» by Lois Ehlert

Книга, которую приятно держать в руках! На форзацах — разные листья, их названия и записка от автора. Все страницы разной формы, а иллюстрации выложены из листьев. Из листьев всё: и пейзажи, и животные, и овощные грядки.  По одной строчке на странице, но я бы не сказала, что книга очень простая из-за некоторого налета философствования. Заодно, вспоминаем стороны света. Одно предложение повторяется несколько раз, так что сын пока читал книгу, к концу выучил его наизусть.

«Then he (Leaf Man) blew out of sight. Is he drifting west, above the orchards? Or over the prairie meadows, and past the spotted cows? Well, a Leaf Man’s got to go where the wind blows».

 

6. «Let It Fall» by Maryann Cocca-Leffler

Текст простой, может показаться длинным, но попробовать стоит — много осенней лексики и простые фразы. Все основные осенние события: погода, природа, осенние цвета, начало школы, листья, грабли, ветер, яблоки, ярмарки, урожай, животные, одежда, и про всё в одном рифмованном предложении — буквально осенняя детская энциклопедия! Приятные, живые, эмоциональные иллюстрации.  Еще и культурный экскурс в осенние традиционные ярмарки — праздники урожая с соревнованиями, конкурсами, сладостями.

«Let it fall! Hiking, camping, what a view! Trees of orange, sky of blue. Squirrels gather, foxes hide, black bears sleep, sparrows fly».

Эти две последние книги есть в книжном клубе Lingvakids Reading Club, так что вы сможете как следует проработать их с материалами клуба:) Подробнее читайте на странице Книжный Клуб

 

7. «It Was A Cold Dark Night» by Tim Hopgood

Сказка — антипод Теремку. С наступлением осенних холодов, ежик озаботился поиском домика, но все норки были кем-то заняты. «This is my home! Look next door.» В конце концов, он таки нашел кучку листьев и проспал в ней всю зиму. 

У меня эта книга в бумажном формате, я бы предпочла ее в картонном, так как хороша она для совсем маленьких слушателей — минимум текста, большие картинки, не много персонажей, коротенькая история (читается за пару минут, ни один малыш не успеет устать). Выучим ночных животных, осеннюю погоду и явления чуть-чуть. С ребятами постарше можно проговорить всю историю после нескольких прочтений, в конце для этого есть карта леса, в котором происходят события. А на последней странице еще есть очень интересные идеи, что можно обсудить после чтения.

«It was a cold, dark night and the wind was blowing. The hedgehog looked up at the old barn. The bats said, «This is our home. But look down, Ned!»

 

8. «Mouse’s First Fall» By Lauren Thompson 

Еще одна простая книжечка, но тоже с очень разнообразной лексикой. Незамысловатая история про двух мышат, резвящихся в осенней опавшей листве. Узнаем цвета осенних листьев, их характеристики, посчитаем их и выучим 13 глаголов — что можно поделать с листьями на прогулке. Теперь вперед, на улицу — практиковать все это!

«Mouse saw round leaves and skinny leaves and pointy leaves and smooth leaves.»

 

9. «Amazing Autumn» by Jenifer Marina Walters

Еще одна энциклопедия (как Let it fall), только текста здесь побольше и отсутствует рифма. Зато есть про погоду, листья, как их убирать,  про то, что нужно теплее одеваться, про яблоки, пироги, ферму, урожай и тыквы. Книга уже с интерактивом — просит потрогать что-то на картинке, посчитать, сказать, какая кучка листьев выше и т.п.

«How can we pick up all the leaves? Pull the rake toward you. Now do it again. All clean! That was a lot of work. Look at all those leaf piles. Point to the tallest one».

 

10. «Where Does Kitty Go In The Rain?» by Harriet Ziefert

Чудная история про маленькую девочку, которая переживала за свою кошечку, пропавшую из дома во время дождя, и отправилась на поиски. Поставила сюда эту книгу, так как на странице 1-2 строчки, хотя текст тут уже чуть более витиеватый, и возможно будет сложноват для совсем начинающих.  Читается легко благодаря рифме. Что еще очень понравилось — на каждой странице мой любимый интерактив — вопросы и ответы-объяснения. Вот они точно для более продвинутых читателей.

«Mommy, Mommy, where’s my pet? Kitty’s getting wet. Kitty will find a place tha’s dry. Let’s look for Kitty. What to try?»

 

Книги средней сложности (2-4 предложения на странице)

 

11. «Leaf Jumpers» by Carole Gerber

Текста не так уж и много, но он уже более продвинутый местами, поэтому поставила эту книгу сюда. Это тот самый случай, когда говорят все гениальное просто. Книга, действительно, простая — в ней нет интригующего сюжета, но читаешь ее, и так тепло и светло становится. Много интересной осенней лексики, описаны листья восьми разных деревьев: красный клен, сахарный клен, платан, гингко, белый дуб, липа, ива, береза, а текст — просто готовый глоссарий для прогулок. В конце книги есть страничка, где очень просто, но в то же время подробно рассказывается про листья.  Эту книгу уже описывала подробнее здесь.

 

12. «We’re Going On A Leaf Hunt» by Steve Metzger

Замечательная книга, построена так же как и «We’re going on a Bear hunt» Майкла Розена: и  сюжет похож, и рифма почти такая же мелодичная, повторяющийся текст, звукоподражательные слова. Дети отправились на поиски цветных листьев, и по пути у них тоже то высокая гора, то лес темный, то водопад, то холодное озеро, то куст, за которым что-то черно-белое и страшно… впрочем, заинтригую, чтобы захотелось тут же послушать книгу. А потом они стремглав пустились в обратный путь, так же повторяя все на своем пути. По дороге они собирали разноцветные листья с разных деревьев: maple, birch, hickory, red oak.  Также, как и книгу про медведя, эту историю можно инсценировать прямо дома: стул — гора, штора — водопад, какая-нибудь синяя тряпочка — озеро и т.п. Идем, маршируя, и проговариваем текст хором, собирая листики (заранее разложить их, чтобы было несложно найти), преодолевая все препятствия туда, а потом бегом обратно.

«We’re home! We went on a leaf hunt. What a wonderful day! We found lots of colorful leaves!»

 

13. «Leaves Fall Down» by Lisa Bullard

Для маленьких любителей науки — очень простым языком  про хлорофил, о том, как опавшие листья удобряют почву, про компостную яму. Очень понятно даже 5-6 летним деткам.  На фоне повествования идет диалог мамы и сына, которые гуляют и обсуждают эту тему. В конце — словарик этих терминов и инструкция как сделать поделку Leaves Window Art.

«The green color comes from chlorophyll. Leaves need sunlight and chlorophyll to make food for the trees. When fall comes, there is less sunlight. Without as much sunlight, the leaves can’t make food. The chlorophyll in the leaves disappears. The leaves lose their green color.»

 

14. «Squirrel’s Busy Day» by Lucy Barnard

Книга похожа на книжку-малышку из предыдущего раздела, но тут уже побольше текста, прямо small talk диалоги:) Здесь бельчонок также готовится к осени, запасает желуди, складывает их в тележку. По дороге встречает друзей, которые предлагают ему поиграть, но он отказывается, ссылаясь на занятость. А потом у него случается несчастье (опять не скажу, что именно для сохранения интриги) и все друзья приходят к нему на помощь. Иллюстрации хоть и не именитого художника, но очень симпатичные, книга хорошо оформлена  — с шрифтами разного размера, и другими интересными фишками, чтобы заинтересовать ребенка. Здесь также учим животных, счет до 5, изучаем то, что можем найти в лесу: шишки, грибы, бревна, травку. Ну, и отличная мораль — понимание важности дружбы. На последней странице — идеи для дальнейшей работы по книге.

«I’m sorry I didn’t stop to play», Squirrel said. «You’ve all been so kind.» «That’s what friends are for!» Badger replied with a smile.»

 

15. «The Apple pie tree» by Zoe Hall 

Книжка на самом деле очень замечательная! В ней рассказывается о яблоне, как о дереве, на котором растет лучший ингредиент яблочного пирога. Причем рассказывается о том, какие изменения происходят с яблоней в течение года: как весной появляются почки, потом цветы, потом завязываются яблочки, как они растут и как их потом собирают и пекут из них яблочный пирог. Очень интересная и к тому же познавательная история — настоящий урок ботаники!

Последние две книги есть в книжном клубе Lingvakids Reading Club, так что вы сможете как следует проработать их с материалами клуба. Подробности читайте на странице Книжный Клуб

 

16. Autumn Snow (rhyming book)

История про двух друзей, которые резвились в осенних листьях и называли их снегом (crisp Autumn snow) и играли соответственно: закапывались, делали листовика, снежного ангела. Текст рифмованный. Узнаем названия некоторых листьев, повторяем цвета и одежку). 

«What’s finally here? her Mommy calls out. What’s this excitement you have all about?»

 

17. «Guess How Much  I Love You in The Autumn» by Sam McBratney

Эти герои наверняка уже многим знакомы по первой книге «Guess How Much I Love You», которая уже стала классикой и переведена на многие языки. Дальше автор написал серию книг с этими же зайцами (папой и сыном) в разных временах года. В этой книге, может, не так много слов осенней тематики, но она очень добрая и смешная, хочется читать ее ещё и ещё. А если будете изображать голосом, как рычал зайчонок в коробке,  или в конце будете гоняться за своими зайцами, то и ваши слушатели будут постоянно просить читать её. 

«Here I come» roared the box, hopping its biggest hop yet and Big Nutbrown Hare jumped behind the tree. I wonder should I run away!» said Big Nutbrown Hare. «No!» shouted the box, which suddenly flew into the air. «It’s only me!»

 

18. «Red Leaf, Yellow Leaf» by Lois Ehlert

Еще одна гениальная книга гениального автора («Leaf Man»). Автор рассказывает о своем любимом дереве, которое растет у его дома — sugar mapple — американский (сахарный) клён, наверное тот самый, из которого кленовый сироп делают:). И это не просто рассказ — это описание жизненного цикла дерева, замаскированного под историю. Начинается она с того, как с деревьев падают семена на землю, зимой они накрываются снегом, весной прорастают. Часть молодых деревьев попадает в питомник (nursery), оттуда — в садовый центр, где автор с папой и купили себе одно. История описывается очень простым языком: как они посадили деревце, что с ним происходит в разные времена года. Очень интересные иллюстрации — коллажи из листьев, бумажных рисунков, веточек, бирочек, веревочек, мешковины — просто загляденье! На иллюстрациях подписаны части дерева, животные, птицы и грузовик доставки, садовые перчатки — очень интересно и познавательно все это разглядывать! В общем, вы уже наверно, поняли — это musthave!

«When it snows, I hang up treats for the birds. Each spring, I look for signs that my tree is growing. By late summer, the crown of leaves is bush and green. I love it when the tree flowers turn into winged seeds.»

 

19. «Harvest Time» by Mercer Mayer (Little Critter First Readers)

Книги этого автора (у него их целая серия) мне нравятся за очень правильные семейные ценности, заботливое и теплое отношение членов семьи друг к другу. Эта история рассказывает об осенних работах на ферме: собрать урожай, отвезти сено в амбар, убрать пугало, починить забор, испечь яблочный пирог. 

«Thanks for all your hard work», says Grandpa. Harvest time is a busy time at the farm.» «I don’t mind the hard work», I say, «as long as there’s apple pie for dessert.»

 

20. «A Leaf Can Be…» by Laura Perdie Salas

Книга оформлена необыкновенно красиво  — такие нежные иллюстрации и креатив. Эта книга — ода листьям деревьев. На каждой странице картинка и одна фраза — то, чем может быть листик. Описать сложно, нужно увидеть своими глазами. Очень рекомендую. Текста немного, но много тем для обсуждений.

«A leaf can be a … soft cradle, water ladle,  sun taker, food maker,  tree topper, rain stopper, skin welter, bat shelter, shade spiller, mouth filler, air cleaner,  earth greener…  A leaf is a leaf — a bit of a tree. But when cool days come chasing, it also can be a … «

 

Книги посложнее (4 и больше предложений на странице)

 

21. «An Apple Pie For Dinner» by Susan VanHecke

Добрая и интересная сказка о том, как однажды старушка захотела испечь яблочный пирог. У нее не было яблок, но зато были сливы. Она набрала корзинку слив и отправилась искать того, у кого можно было бы обменять сливы на яблоки. Всем, кто встречался на пути, старушка помогала — давала то, что им было нужно, и каждый раз получала что-то взамен. Наконец она обрадовала одного старичка, за что он отблагодарил ее яблоками. Тогда старушка отправилась домой, пригласив всех к себе в гости, где они месте они испекли большой пирог (почти готовый глоссарий, как это сделать, в книге дан).

Забыла сказать, что в этой книге очень необычные объемные иллюстрации, они будто вылеплены из пластилина, но с настоящей одежкой из тканей. Невероятно душевно смотрится! И еще, в конце книги — рецепт яблочного пирога и инструкция, как его испечь.

Сказка длинная, но текст несложный, так что ее можно попробовать и с менее продвинутыми учениками.

 

22. «Oliver’s Vegetables» by Vivian French

Книжка отличная! Текста уже побольше, много диалогов, полезных глагольных конструкций. В общем, лексика замечательная. Картинки на любителя (мужу совсем не понравились, но мне напоминают детские каляки, поэтому нравятся). Дни недели, названия овощей, причем, как часто встречаемые, так и не очень, например, ревень и блюда, приготовленные из них, что можно отлично использовать как практическое активити (приготовить это вместе или просто поесть гороховый суп, например).

«I don’t eat vegetables,» Oliver told Grandpa. «I only eat chips.» «If you want chips,» said Grandpa, «you must find the potatoes. If you find something else, you eat that and no complaints. Is it a bargain?»

,,

 

23. «The Very Helpful Hedgehog» by Rosie Wellesley

Приятное оформление: иллюстрации, шрифты, необычное расположение текста на странице. Очень душевная история о ежике, который жил один, и его это устраивало. Однажды на него свалилось яблоко, и как он не старался, ему не удавалось от него избавиться. Друзей у ежика не было, и помочь ему было некому. И тут:   CRUNCH! «Who are you? Why are you under my apple?» 

Это оказался ослик, который съел злополучное яблоко! И ослик попался очень болтливый:«Do you like apples? You must! Everyone must! So sweet! So crunchy»… «Apples with custard, apple pie, toffee apples, apple crumble! Oh, joy!» 

Дальше он перечисляет сорта яблок, а потом: «Such feasts! Such appley treats! So many different types to eat!»

Ежик сначала ушел, его ведь устраивало одиночество.  Но потом рядом с ним упало еще одно яблоко. Ежик посмотрел на него, вспомнил как ослик любит яблоки, и что он никак не может до них дотянуться, и подумал: «Perhaps being alone isn’t so great after all. You never know when you may need a friend!»

 

24. «Fall Colors» by Rita Walsh

Замечательный рифмованный и очень выразительный текст, так и представляешь себе описанные картинки, слышишь и чувствуешь описываемые звуки и запахи — автор явно пыталась задействовать все наши органы чувств. И описаны все важные и интересные осенние явления и события. 

«Button up, put on long sleeves,
The temperature falls with the leaves.
Pumpkin-picking time has come.
Let’s go find the perfect one,
Shining orange in the sun.»

 
25. «Fletcher And The Falling Leaves» by Julia Rawlinson

История длинная, очень трогательная, а иллюстрации просто волшебные. История о том, как маленький лисенок Флетчер стал беспокоиться о своем любимом дереве. Осенью листья стали опадать, и он думал, что дерево заболело:

«I think my tree is sick,» said Fletcher. «What’s wrong with it?» his mother asked. «it’s leaves are turning brown,`’said Fletcher. «Don’t worry, it’s only autumn,» she said. Fletcher ran back to his tree and patted the rough bark. «Don’t worry, it’s only autumn,» he said. «You’ll be feeling better soon.»

Как вы понимаете, лучше дереву не стало, все листья стали коричневыми и потом начали опадать. Когда упал первый листик, Флетчер его нежно поймал, пытался травинкой привязать обратно к веточке. Когда поднялся сильный ветер, оторвалось много листьев, они стали кружить в воздухе, Флетчер пообещал дереву, что все их поймает. Но тут лесные животные стали растаскивать листья себе в норки, а лисенок безуспешно пытался их остановить.

«Leaves!Terrific! Just what I need to keep warm,» said a porcupine, rolling around. «But these belong to the tree,» said Fletcher, plucking leaves from the porcupine’s needles. «Not anymore,» snuffled the porcupine, and away he rolled. «Help! Help! The wind, the squirrel, and the porcupine are stealing our leaves,» cried Fletcher.»

Мне хочется всю книгу просто переписать, такой классный тут текст! Но остановлюсь. Очень рекомендую посмотреть книгу, в конце вас ждет очень приятный сюрприз!

 

26. «Why Do Leaves Change Color?» by Betsy Maestro 

Эта книга — скорее иллюстрированная статья из детской энциклопедии, чем история.  Ее очень хорошо бы прочитать после предыдущей, чтобы детки поняли, что увядание и опадание листьев — нормальные природные явления, и не нужно переживать. Обсуждаются цвета и формы листьев. Рассказывается как изменяются листья в течение года и почему. Очень наглядная картинка строения листа под микроскопом, показывающая, где обитает хлорофил. Узнаете о роли листьев для дерева, что им нужно, чтобы производить питание для всего растения, почему они опадают и отчего зависит пигментация осенних листьев. В книге задаются интерактивные вопросы. Иллюстрации простенькие, но изображения листьев с подписями, можно еще раз проговорить их и закрепить. В конце книги несколько идей для поделок из листьев.

«In just a short time, the trees will begin to look bare. Piles of dead leaves collect under the tree. Some will blow away. Others will be raked up. The leaves that are left will begin to rot. Over time, they will become part of the soil. Rotting leaves enrich the soil with minerals the tree needs to stay healthy.»

 

27. «Ouch! Apple Trouble» by Ragnhild Scamell

Веселая сказка про ежиху, которой также упало на спину яблоко, однако на этот раз одним яблоком не обошлось, потом к ней прицепилась еще куча предметов. Описывается всё это, как снежный ком: орешки, листик, груша, кувшинка и ежевички. А проблема то в том, что со всем этим богатством ежиха не могла забраться к себе в норку на зимовку. Все ее друзья пытались помочь, предлагая всевозможные способы избавиться от багажа, но только новые предметы нанизывались на ее иголки! В конце истории ежиха встретила козлика, который с удовольствием полакомился добром с ее колючек, и тогда легкая как перышко ежиха радостно забралась в свою норку и заснула на всю зиму.

Обсудить по книге можно многое:  и осенние дары, и действия, и дружбу, и животных, которые впадают в спячку. Оформление средненькое, но в конце бумажной книги есть несколько страниц с письменными заданиями.

И кстати! Книга отлично подойдет для инсценировки или кукольной постановки.

«I do have one last idea,» oinked Pig. «Squeeze through that hedge over there. That’ll brush everything off.» So Hedgehog closed her eyes and squeezed herself through the thick leaves. But did it get everything off her back? No, it didn’t. It was all still there. So were four ripe blackberries. And staring at her, with a look of great surprise, stood Goat! «Oooh!» cried Goat. «You’ve brought LUNCH!» «Help yourself,» said Hedgehog. «Take it all.»

 

28. «Tractor Mac Harvest Time» by Billy Steers

Интересная история двух тракторов с соседних ферм. Один из них большой, его работа привозить яблоки из сада на ферму к яблочному прессу. Второй маленький, ему нужно возить тяжелую тележку с тыквами, сеном и детьми на осенней ярмарке. Ни первому, ни второму по разным причинам своя работа не нравилась, и тогда их поменяли местами. Большому трактору было проще возить тяжелую тележку, и ему нравилась вся ярморочная суета, шум и веселье. Маленькому было проще проезжать в саду между яблонями, и ему нравилась тишина и спокойствие.

Обсудить можно то, что мы все разные: одним нравится одно, другим другое, и это хорошо, и не обязательно мучится, выполняя нелюбимую работу, можно найти то, что будет по душе и приносить пользу обществу.

Иллюстрации приятные и очень подробные. Если захочется обсудить, много интересного можно разглядеть и описать. В начале книге иллюстрация яблочного пресса (для производства уксуса) с подписанными частями, а в конце — Трактор Мак с подписанными частями, включая те, что под капотом — это прямо настоящий клад для мальчиков, которые техникой увлекаются :).

«At the end of the day, everyone met back at the Pumpkin Picking Festival. Farmer bill and Small Fred brought apple cider to share. Small Fred’s owner gave Farmer Bill And Tractor Mac the biggest, grandest pumpkin from the pumpkin patch. «I’m glad we could help each other out,» Small Fred said. We got to share the work and share the fun!» said Tractor Mac.»

(В настройках видео выберете качество 720 — будет хорошо видно текст)

 

29. «Autumn Leaves» by Ken Robbins

Книга — тоже в помощь юным ботаникам. В начале книги общая информация о листьях, их формах, размерах и строении. Далее идет более подробное описание отдельных деревьев, например, клёна, березы, липы, красного дуба. В конце описывается процесс фотосинтеза. Не могу назвать книгу шедевром, но она помогла подготовится к нашим играм по теме листьев. В качестве иллюстраций — фотографии.

«The bark of the grey birch (это они нашу родную так называют) is white and smooth, and shines like silver when it catches the light. Birch leaves have jagged edges». (зубчатые)

 

На этом пока всё 🙂

Жду ваших комментариев и впечатлений от прочитанных книг!  Я буду очень признательна, если в  благодарность за статью вы поделитесь ею в своих социальных сетях (ниже есть кнопочки для этого). Вам не сложно, а для развития проекта это очень важно 🙂

А если вам захочется продолжить занятия по осенней теме и познакомиться подробнее с явлениями природы и погоды, такими яркими персонажами как белочка, гусеничка и огородное чучело, сделать поделки из листьев и не только, вы можете сделать это с комплектом тематических материалов Autumn Gifts.

Еще интересные статьи на сайте:

Побудительные предложения в русском языке. Примеры

Побудительные пред­ло­же­ния выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, оформ­лен­ное в виде прось­бы, поже­ла­ния или приказа.

Чтобы понять, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим, какие быва­ют виды пред­ло­же­ний по цели выска­зы­ва­ния, и при­ве­дем примеры.

В связ­ной речи отдель­ные сло­ва при­ни­ма­ют задан­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, выстра­и­ва­ют­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и оформ­ля­ют закон­чен­ную мысль, кото­рая в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. Существует мно­же­ство раз­ных пред­ло­же­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим характеристикам.

С помо­щью связ­но выра­жен­ной мыс­ли гово­ря­щий пре­сле­ду­ет свою цель, кото­рую он ста­вит в речи:

  • рас­ска­зать о ком-то или о чём-то;
  • узнать что-то, полу­чить нуж­ные сведения;
  • выра­зить прось­бу, поже­ла­ние, совет и т. д.

С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния отме­тим сле­ду­ю­щие виды предложений:

Узнаем, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке. Чем они отли­ча­ют­ся от повест­во­ва­тель­ных и вопро­си­тель­ных предложений?

Что такое побудительные предложения?

Если вду­мать­ся в линг­ви­сти­че­ский тер­мин «побу­ди­тель­ные», то без­оши­боч­но мож­но опре­де­лить, что такие пред­ло­же­ния побуж­да­ют к действию.

Побудительными назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в кото­рых гово­ря­щий побуж­да­ет кого-либо к совер­ше­нию опре­де­лен­но­го действия. 

Присядьте на минутку!

Давайте про­гу­ля­ем­ся по осен­не­му парку.

Прочь с дороги!

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, побуж­де­ние к дей­ствию может быть выра­же­но по-разному.

Способы выражения побуждения

В побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях выска­зан­ное стрем­ле­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми. Это может быть

  • моль­ба
  • прось­ба
  • поже­ла­ние
  • при­гла­ше­ние
  • напут­ствие
  • совет
  • при­каз
  • запрет
  • про­тест и пр.

Интонация побудительных предложений

В зави­си­мо­сти от фор­мы выска­зан­но­го побуж­де­ния к дей­ствию меня­ет­ся инто­на­ция побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний. Если оно ска­за­но в мяг­кой фор­ме (прось­ба, моль­ба, поже­ла­ние, напут­ствие, совет), то инто­на­ция побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния близ­ка к инто­на­ции повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния. Побудительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но. В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точка.

Послушай эту мелодию.

Спи спо­кой­но, сыночек.

Приезжайте к нам луч­ше осе­нью. Сходим в лес за грибами.

Если же побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ет­ся в фор­ме при­ка­за, про­те­ста, запре­та, то тон выска­зы­ва­ния ста­но­вит­ся повы­шен­ным. И тут появ­ля­ет­ся повод пого­во­рить о вос­кли­ца­тель­ных и невос­кли­ца­тель­ных побу­ди­тель­ных предложениях.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Приведенные выше при­ме­ры побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний про­из­но­сят­ся, как уже отме­ча­лось, спо­кой­но, без осо­бой экс­прес­сии. Отсутствие эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки поз­во­лит назвать их невосклицательными.

Запрет, про­тест, воз­му­ще­ние, при­каз невоз­мож­но выска­зать без про­яв­ле­ния чувств, без соот­вет­ству­ю­щей экс­прес­сии. В таких пред­ло­же­ни­ях к выска­зан­но­му побуж­де­нию к дей­ствию обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон. Побудительное пред­ло­же­ние по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке ста­но­вит­ся восклицательным.

Не застав­ляй­те меня ждать!

Стыдитесь!

Стоять на месте!

В кон­це побу­ди­тель­но­го вос­кли­ца­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Средства выражения побудительности

Кроме инто­на­ции, в рас­смат­ри­ва­е­мом виде пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские сред­ства выра­же­ния побу­ди­тель­но­сти. Самыми рас­про­стра­нен­ны­ми, пожа­луй, явля­ют­ся фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов как про­стые, так и с фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми части­ца­ми и фор­мы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла в зна­че­нии повелительного:

Присядем, дру­зья, перед даль­ней дорогой,
Пусть лёг­ким ока­жет­ся путь!
Давай, маши­нист, поти­хо­неч­ку тро­гай
И пес­ню в пути не забудь!

Евгений Беляев. Перед даль­ней дорогой.

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собрать­ся с силой
И до веш­них толь­ко дней
Прокорми и обо­грей!

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Важным под­спо­рьем в созда­нии побу­ди­тель­но­сти явля­ют­ся модаль­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы. В выра­же­нии побуж­де­ния к дей­ствию могут упо­треб­лять­ся фор­мы гла­го­ла 3 лица с части­ца­ми «да», «дай», «пусть», «пус­кай», «давай», «как» и пр.

Но пусть обсто­я­тель­ства нашей встре­чи оста­нут­ся меж­ду нами (А. Блок).

Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма! (А. С. Пушкин).

Сказуемое побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний может быть выра­же­но инфи­ни­ти­вом, гла­го­лом в фор­ме услов­но­го накло­не­ния и дру­ги­ми словоформами.

Увести их отсюда!

Молчать!

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! (А. С. Грибоедов).

Ты бы рас­спро­сил попо­дроб­нее об этом случае.

Ванюша, позво­нил бы ты отцу!

Время, впе­рёд! (В. В. Маяковский).

Структура побудительных предложений

По струк­ту­ре побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия глав­ных чле­нов и от фор­мы ска­зу­е­мо­го быва­ют одно­со­став­ны­ми и двусоставными.

Вы бы про­шли на верх­нюю палубу.

Если в пред­ло­же­нии нет под­ле­жа­ще­го, а гла­гол пере­да­ет воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го в фор­ме 1 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся определенно-личным одно­со­став­ным.

Споем наш сту­ден­че­ский гимн!

Уйди с глаз долой!

Отправьте заказ­ное письмо.

В побу­ди­тель­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое в фор­ме инфи­ни­ти­ва  — центр без­лич­но­го одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

-Отдать кон­цы!- ско­ман­до­вал боцман.

Бежать, не мед­ля ни секунды!

По нали­чию чле­нов пред­ло­же­ния побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние может быть пол­ным и неполным.

Карету мне, каре­ту! (А. С. Грибоедоев).

Скачать ста­тью: PDF

Предложение. Члены предложения: главные и второстепенные

Предложение — это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.

В устой речи окончание предложения выражается голосом (интонацией), между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным знаком (!). Первое слово в каждом предложении пишется с большой буквы.

Чашка стоит на столе.

Сегодня выходной!

Как долго нам ещё ждать?

Слова в предложении связаны грамматически, то есть с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.

Не является предложением:

  1. Группа слов, не связанных по смыслу:  стол, чашка, стоит.
  2. Группа слов, не выражающих законченную мысль:  чашка стоит на.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, входящие в состав предложения, которые отвечают на какой-нибудь вопрос.

Пример. В предложении

Наша семья осенью переезжает из деревни в город

шесть членов.

  1. Чья семья? — Наша.
  2. Кто переезжает? — Семья.
  3. Когда переезжает? — Осенью.
  4. Семья что делает? — Переезжает.
  5. Откуда переезжает? — Из деревни.
  6. Куда переезжает? — В город.

Слова  из  и  в  не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены: подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос  кто?  или  что?  Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой:  подлежащее.

Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Пример.

Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.

Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов:  что делает?  что делается?  каков?  кто он?  что такое?  Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами:  сказуемое.

Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.

Пример.

Солнце ярко (что делает?) светит.

На улице (что делается?) темнеет.

Цветок (каков?) красив.

Менделеев – (кто он?) учёный.

Золото – (что такое?) металл.

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Типы сказуемых

Сказуемое может быть простым и составным. Составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Пример. В предложении

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку

подлежащее  щенок  и сказуемое  разглядывал; второстепенные члены предложения:  озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово  озорной  поясняет подлежащее  щенок, показывая какой щенок разглядывал.
  • Слово  любопытно  поясняет сказуемое  разглядывал  и показывает, как разглядывал щенок.
  • Слово  игрушку  поясняет сказуемое  разглядывал  и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово  новую  поясняет второстепенный член предложения  игрушку  и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  какой?  который?  чей?  Определение подчёркивается волнистой линией:  определение.

Определение относится к имени существительному.

Пример.

Яркие звёзды сияли в ночном небе.
Звёзды какие? — Яркие. Небо какое? — Ночное.

Моя шапка упала в лужу.
Чья шапка? — Моя.

Марине пошёл восьмой год.
Который год? — Восьмой.

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:  кого?  чего?  кому?  чему?  кого?  что?  кем?  чем?  о ком?  о чём?  Дополнение подчёркивается пунктирной линией:  дополнение.

Дополнение обычно относится к глаголу.

Пример.

Я интересуюсь географией.
Интересуюсь чем? — Географией.

На вокзале мы встречали папу.
Встречали кого? — Папу.

Миша позвонил другу.
Позвонил кому? — Другу.

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (то есть  где?  когда?  почему?  и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы:  как?  каким образом?  где?  когда?  куда?  откуда?  почему?  зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой:  обстоятельство.

Обстоятельство обычно относится к глаголу.

Пример.

Зимой мы катаемся на лыжах.
Катаемся когда? — Зимой.

Из уютного магазинчика мы вышли на шумную улицу.
Вышли откуда? — Из магазинчика. Вышли куда? — На улицу.

Лисица подкрадывалась тихо и осторожно.
Подкрадывалась как? — Тихо и осторожно.

Слово и предложение 2 класс | Уроки по Русскому языку

Слово и предложение 2 класс