HomeРазноеУспокоительные для детей 2 года при адаптации к детскому саду: Успокоительное средство Materia medica Тенотен детский — «ТЕНОТЕН ДЕТСКИЙ принимали при тяжелой адаптации к детскому саду. Наш опыт приема препарата и его эффективность!»

Успокоительные для детей 2 года при адаптации к детскому саду: Успокоительное средство Materia medica Тенотен детский — «ТЕНОТЕН ДЕТСКИЙ принимали при тяжелой адаптации к детскому саду. Наш опыт приема препарата и его эффективность!»

Содержание

Успокоительное средство Materia medica Тенотен детский — «ТЕНОТЕН ДЕТСКИЙ принимали при тяжелой адаптации к детскому саду. Наш опыт приема препарата и его эффективность!»

Всем приветики!

Тенотен Детский нам назначил наш невролог при тяжелой адаптации к детскому саду. С августа 2016 г дочка начала ходить в детский сад в ясельную группу, и течении трех месяцев она никак не могла привыкнуть — ежедневные истерики, отсутствие дневного сна, отсутствие аппетита и наврозоподобное состояние у родителей стало постоянными нашими спутниками. Прошел еще один месяц этого мучения и мы отправились к врачу-неврологу, которая наблюдает нас с 3-х месяцев.

Осмотрев дочку, врач поставила нам диагноз — неврозоподобное состояние (реакция на стресс). И назначила нам кучу препаратов, среди которых были витамины, также препараты нормализующие мозговое кровообращение, и успокоительные таблетки ТЕНОТЕН ДЕТСКИЙ.

Препарат заявлен, как оказывающий успокаивающее и противотревожное действие.

В показаниях к применению упоминается и наш диагноз

По назначению врача мы принимали по следующей схеме:

— первые 2 недели по 1 таблетке утром и вечером

— далее по 1 таблетке утром еще в течении 2-х недель.

В побочных эффектах стоят только аллергические реакции. У нас никаких реакций выявлено не было.

 

Наш опыт приема:

Дочка с удовольствием их жевала утром и вечером, так как на вкус они не противные, а наоборот приятно-сладковатые. С этим проблем не возникло.

Эффект от применения мы заметили уже на первой недели приема — дочка стала более спокойной, уменьшились истерики перед детским садиком и стал налаживаться сон. Даже воспитатели заметили, что ребенок стал гораздо спокойнее. Мы прошли полный курс лечения, назначенный нашим врачом — ребенок стал совершенно нормально реагировать на детский сад, стал проявлять интерес к спокойным играм и занятиям.

А спустя некоторое время после курса лечения дочка начала разговаривать целыми предложениями, хотя до этого говорила только отдельные слова. Не знаю заслуга это Тенотена или просто пришло время, но мне кажется, что в какой-то степени Тенотен дал определенный толчок в развитии речи.

В целом препаратом Тенотен Детский мы остались довольны, эффект действительно достаточно быстрый, не знаю насколько длительный, но справиться со стрессом ребенку помогает.

п.с. Не занимайтесь самолечением, тем более не лечите сами ребенка. Перед применением обязательно проконсультируйтесь с врачом.

 

Витамины КАЛЬЦИНОВА

Противовирусный препарат ГРИППФЕРОН

Первые шаги в детском саду!

Закончилась зима. Солнышко все выше и выше. Пришло время посадок. Огород на подоконнике — приятное занятие. Нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на глазах. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей: учит детей умению видеть красоту природы, умению радоваться ей.

С 1 по 5 марта в рамках Городской недели здоровья в нашей «Сказке» были проведены мероприятия, посвященные данной теме

Учим детей заботиться об огороде, воспитываем бережное отношение к природе.

Прикоснуться к богатому историческому прошлому нашей великой страны можно, посетив Музей боевой Славы “Мы помним!
Мы гордимся!”, в котором увековечен героизм подвига наших земляков. Музей оформленном в группе “Жар-птица”.

Во время таких веселых праздников дети испытывают радость, восторг. Положительные эмоции надолго остаются в детской памяти, так дети приобщаются к народным традициям, а педагоги воспитывают здоровую, гармоничную личность.

Дети и родители приняли активное участие в традиционной выставке «Весеннее настроение»

Уважаемые родители! 

Вот Вы и привели своего малыша в наш детский сад! В целях успешной адаптации ребенка к детскому саду просим Вас придерживаться наших рекомендаций и советов. 

 1.   Войдите в доверительные отношения с   педагогами группы, если малыш увидит ваш  настрой и теплое общение с ними, возможно, он проникнется доверием    к новым людям, спадет напряжение при контакте с ними. Расскажите о своем малыше:    как он засыпает? Все ли ест? Есть ли какие — либо привычки? (например, держит за руку, когда засыпает). Расскажите как можно больше, даже самые мелкие и несущественные детали.

 

2.    В нашем дошкольном учреждении разрешено пребывание ребенка вместе с мамой  некоторое время.  В первые, дни ограничьте посещение до 2-3 часов (в зависимости от самочувствия малыша). Также походите в утренние и вечерние часы.

 

3.   Находясь с ребенком в группе, не молчите, а  совместно с воспитателем показывайте и рассказывайте ему о том, что есть в группе: вместе посмотрите его шкафчик, кроватку, горшок, поиграйте в игрушки, познакомьтесь с другими детьми. Очень важно чтобы ребенок слышал ваш голос, так как это действует на него успокаивающе, уходит напряжение, он чувствует   себя, как дома, слышит ласковый голос мамы.

 

4.   Настройте ребенка как можно положительнее. Не нервничайте и не тревожьтесь сами, не испытывайте чувство вины, излишняя тревога, волнение, переживание за ребенка в период расставания, непосредственным образом сказывается на эмоциональном самочувствии малыша. Дети раннего возраста эмоционально заражаемы, очень чувствительны к проявлениям родительских чувств.

 

5.  Если ребенок тяжело расстается с мамой, пусть в детскийсад его приводит папа, дедушка или брат, как показывает практика, дети более спокойно расстаются с родственниками мужского пола и ведут себя иначе.

 

6.   На шестой день адаптации ребенка необходимо оставить на дневной сон. В первый раз постарайтесь сами усыпить малыша, покажите педагогу, как вы это делаете.

 

7.   На девятый день адаптации, ребенок должен побыть дома, т.к. снижаются защитные силы организма, накапливаются негативные эмоции, повышается вероятность нервного срыва или заболевания. Организм ребенка нуждается в отдыхе.

 

8.  Придумайте для своего малыша ритуал прощания с вами. Это могут быть жесты, договор о встрече, после чего, ребенок точно должен знать, что родитель уйдет и вернется только вечером. Строго выполняйте данные ребенку обещания, не опаздывайте.

 

9.  Дайте ребенку в сад любимую игрушку- это обеспечивает ему эмоциональную связь с домом, компенсирует разлуку с близкими.

 

10.    В период адаптационного периода не следует ломать «вредные» привычки ребенка, если вы не отучили ребенка от соски и бутылочки, нельзя делать это сейчас, т.к. произойдет двойное стрессовое воздействие на нервную систему малыша, пусть он пососет соску еще некоторое время, пока не привыкнет к саду.

 

11.    В адаптационный период врачами рекомендуется давать детям  успокоительные травяные сборы, общеукрепляющие средства. Наблюдайте за ребенком, при выраженных невротических реакциях   проконсультируйтесь у психолога или невропатолога. Строго выполняйте все предписания.

 

12.Предупреждаем, что в период адаптации детей к детскому саду, учащаются простудные заболевания, так как защитные силы организма ослабевают, все его функции направлены на приспособление к новым жизненным условиям. Поэтому советуем закладывать в носик аксалиновую мазь, давать витамины, общеукрепляющие средства.

 

13.    Создайте спокойный бесконфликтный климат в семье. Щадите ослабленную нервную систему своего малыша. Все время объясняйте ему, что он как прежде дорог и любим. Уделите ему дополнительное внимание дома, т.к. в адаптационный период ребенок в этом особо нуждается, ему его остро не хватает.

 Распределите свое время так, чтобы после детского сада, кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим близким, как они скучали по нему, когда все были вдали от дома. Порадуйтесь за его первые посещения, дома организуйте чаепитие с чем-то вкусненьким, поговорите о детском саде, о том, что произошло за день, проявите чувство гордости за него, хвалите при всей семье, звоните близким.

 

14.     Помните, что первое посещение ребенком детского сада, является для него стрессовым фактором, возможны изменения в поведении, капризы, страхи, агрессия, заторможенность или излишняя возбудимость. Будьте терпеливы и ласковы с малышом, не ругайте и не наказывайте его, постарайтесь понять, что он чувствует, возможно, ему грустно и одиноко.

 

15.    Ребенку необходим тактильный контакт: обнимайте детей, поглаживайте по спинке, головке, берите на руки; если ребенок не возражает, можно применить поглаживающий массаж- это снимает напряжение, формирует чувство защищенности, уверенности, спокойствия.

 

16.  Не перегружайте нервную систему ребенка, т.к малыш и так находится в сильном эмоциональном напряжении.  На период адаптации ограничьте просмотр телевизора, посещение шумных компаний, насыщенных мероприятий.

 

17  В присутствии малыша избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, ребенок будет так же негативно относиться к воспитателю и не захочет ходить в детский сад.  Никогда не пугайте ребенка детским садом.

 

18.   Если в детском саду возникают конфликтные ситуации, будьте терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснить ситуацию тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов (психолога).

 

19.   В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите; «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

Надеемся, что Вам и вашему  малышу  у нас понравится!!!

Адаптация ребенка к детскому саду: 7 шагов к облегчению ситуации


Лето — время формирования групп в детсадах на новый учебный год, а для многих малышей — возможность сделать первые, «адаптационные» шаги в новую взрослую жизнь.


Однако многие мамы беспокоятся о том, что ребенок пусть пока на несколько часов, но попадет в неизвестную ему обстановку, к незнакомым людям и, как следствие, испытает огромный стресс. Страхи усугубляют рассказы «бывалых»» мам: про злых воспитателей, изощренные наказания за непослушание и обкаканные штанишки, в которых малыши якобы ходят по полдня.


Interfax.by собрал самые популярные советы педагогов и психологов, которые помогут детям лучше адаптироваться в саду.



Шаг первый. Перестаньте нервничать


Именно так. Вы ведь наверняка слышали и видели по другим жизненным ситуациям, что нервозность родителей передается детям. И чем больше мама боится детского сада, тем сложнее переступить порог группы и остаться наедине с незнакомым воспитателем будет ее ребенку.


Не можете сами справиться с эмоциями? Воспользуйтесь легкими успокоительными. Или займитесь чем-то совершенно отвлеченным от детского сада. Ведь если мама сама накаляет обстановку своими негативными эмоциями или воспоминаниями о собственном не совсем приятном посещении детского сада, чего можно ожидать от ее ребенка?


Шаг второй. Сходите в садик без ребенка


Не обязательно впервые идти в детский сад вместе с ребенком 1 сентября. Сходите туда без него, одна. Во время вечерней прогулки детей зайдите на территорию детсада, пройдитесь по площадкам, понаблюдайте, как увлеченно играют дети и как некоторые из них совершенно не хотят уходить домой с родителями. Обратите внимание на общение с подопечными и тон разговора воспитателей. Поговорите, в конце концов, с другими папами, мамами и бабушками. Многие из них с радостью поделятся с вами своими впечатлениями о детском учебном заведении.


Шаг третий. Приучите ребенка к горшку


В яслях дети, которые не ходят на горшок, могут стать проблемой для воспитателей и других членов группы. Не везде вам разрешат приносить из дома подгузники, чтобы облегчить адаптацию ребенка. И не каждый воспитатель сможет уделять вашему ребенку столько же внимания, сколько вы дома для приучения того к горшку. Так что, чтобы избежать проблемы мокрых штанишек, которые могут не поменять вовремя, уделите оставшееся до сада время приучению малыша к горшку.


Шаг четвертый. Еда и одежда


Если ваш малыш хорошо ест сам и самостоятельно одевается-раздевается, ему будет намного легче адаптироваться, чем тому ребенку, который не умеет этого делать. Нет, его не бросят на произвол судьбы голодным и голым, отнюдь. Просто, возможно, каши ему придется ждать чуть дольше, чем соседу по столу, которого начнут докармливать первым.


Конечно, дома гораздо удобнее помогать ребенку. И он доволен, и ваши нервы целы. Но объективно ему будет гораздо проще в детском саду, если он освоит основные навыки самообслуживания до того, как туда пойдет. А обучить им ребенка как раз таки в ваших силах. Было бы желание


Шаг пятый. Садовский режим


Вы сова и привыкли вставать в 10 утра, и ребенка за время декрета приучили ложиться за полночь и спать до 11? Возможно, это было удобно в период круглосуточного пребывания малыша с мамой. Но у детского сада свой режим работы, и лучше начать приучать к нему ребенка постепенно и плавно, чтобы минимизировать стресс.



Подъем каждую неделю лучше смещать на 10-15 минут и постепенно прийти к времени утреннего подъема в 7.00. Завтрак в 8-8.30, прогулка в 10-12, обед в 12.30, дневной сон с 13 до 16, после чего полдник и еще одна прогулка на улице. Все, казалось бы, просто. Но не очень удобно большинству мам. Иначе как объяснить, что многие дети в возрасте до 3 лет живут совсем по-другому режиму дня?


Шаг шестой. Адаптационные группы


Во многих детских садах есть адаптационные группы. Смысл их в том, чтобы малыши перед посещением детсада успели понять, куда они придут и что им там будет интересно. Детей приводят в садик несколько раз в неделю на несколько часов. В течение этого времени они вместе с мамой занимаются в музыкальном и физкультурном залах, лепят и делают аппликации в группах с воспитателями и получают заряд хорошего настроения, слыша словосочетание «детский сад».


Узнайте, есть ли такие адаптационные группы в вашем детском саду. Они – очень хорошее подспорье для тех, кому предстоит только сделать первые шаги в саду.


Шаг седьмой. Друзья по песочнице


Ваш ребенок играет с другими детьми? У него есть друзья по песочнице, детской площадке или компания приятелей-сверстников? Общение с детьми – огромный позитивный момент, который может привлечь вашего ребенка в детсад и помочь ему там максимально быстро адаптироваться. Постарайтесь, чтобы в преддверии посещения детского сада он проводил с друзьями побольше времени. А если еще окажется, что кто-то из них будет посещать ту же детсадовскую группу, что и ваш ребенок, то вообще будет здорово!


В общем, не сидите последние месяцы и недели перед садом взаперти и в одиночестве. Устанавливайте садовский режим, приучайте малыша к горшку и самообслуживанию, при необходимости пейте успокоительное, читайте ребенку позитивные книжки о зверятах и детках, которые пошли в детский сад, и им там было очень весело и хорошо (да, такие тоже есть, и их немало). И помните: постепенное привыкание – это нормально, и кратковременные слезы у ребенка, который расстается с вами на пороге группы, – тоже. Но во многом от вас и вашего настроения зависит, пройдет адаптация у малыша легко и быстро, или затянется на несколько месяцев.

Возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике | Русая В.В., Воробьева О.В.

Рассмотрены возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике

    Волнение, тревога – состояния, хорошо знакомые каждому человеку с детства. Физиологическая тревога – это сигнал об угрожающих изменениях в организме или внешнем мире. Ее предназначение – адаптация, мобилизация всех сил организма для быстрого изменения поведения и приспособления к изменившимся условиям существования. Это важная охранительная система, которая учит ребенка осторожности. Иногда сознание ребенка не замечает признаков опасности, но подсознательно организм сигналы опасности ловит и запускает физиологическую перестройку. Если ребенок это замечает и делает нужные выводы, переживание тревоги оказывается уместным и полезным. Физиологическая тревога – универсальный поведенческий паттерн, имеющий эволюционно-адаптивные функции.
    В отличие от физиологической тревоги патологическая тревога не несет в себе адаптивного ресурса, а напротив, чрезвычайно нарушает обыденное функционирование. Мальадаптивный тревожный поведенческий паттерн широко варьирует по интенсивности, длительности персистирования, ситуационным триггерам, тяжести последствий. Каким образом формируется патологическое тревожное расстройство? Генетические исследования показали, бесспорно, высокую семейную представленность тревожных расстройств. Наиболее устоявшийся взгляд следующий – патологическая тревога имеет биологическую генетическую основу, но при этом жестко связана с внешними факторами (уровень, новизна, значимость стресса; социальная поддержка; социокультуральные аспекты; стиль воспитания и др.) [1]. Данные о влиянии средовых факторов в детстве позволяют предположить важность опыта, приобретаемого внутри семьи, поскольку именно этот опыт во многом определяет стиль поведения в будущем. Детские психогении и/или особенности воспитания могут формировать патологический (тревожный) стиль реагирования на ситуации, угрожающие разлукой. Например, почти каждый пятый взрослый пациент, имеющий очерченное тревожное расстройство, в детстве имел плохую адаптацию к школе, испытывал страх посещения школы, отказывался от посещения школы (разновидность тревоги разлучения). Тревога раннего разлучения рассматривается в числе важных факторов формирования тревожных расстройств в зрелом возрасте. Таким образом, патологическая тревога формируется как мультифакториальное заболевание, обусловленное полигенной генетической компонентой и средовыми воздействиями. Следовательно, зная о наибольшей уязвимости ребенка на определенных этапах развития и умело корректируя реакцию на биологические и психосоциальные стрессоры, можно предотвратить формирование дезадаптирующих психопатологических синдромов в будущем. 
    Согласно классическим работам Л.С. Выготского по когнитивному развитию ребенка, выделяют следующую возрастную периодизацию: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1–3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3–7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8–12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14–17 лет) – кризис 17 лет. Эти переломные моменты рассматриваются как движущие силы психического развития ребенка. В разные возрастные периоды ребенок реагирует различным поведением на стрессоры. Принято выделять так называемые «возрастные» формы или уровни реагирования детей на стресс или заболевание, специфические для определенного возрастного этапа, потому что они напрямую связаны с онтогенетическим уровнем развития. В возрасте от 0 до 3 лет происходит формирование вегетативной нервной системы, поэтому главной реакцией ребенка на раздражители будут нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства. В возрасте 4–10 лет происходит интенсивное развитие моторной зоны коры головного мозга, поэтому проявлениями патологического воздействия будут гиперактивность, тики, заикание, повышенная возбудимость. В 7–12 лет особое место занимает развитие самосознания, формируются элементы социальных чувств, страхи, негативизм, агрессия, эти дети очень легко возбудимы. В 12–16 лет заканчивается созревание всех сенсорных систем, и вместе с тем большая эмоциональность, слабость самоконтроля, неумение сдерживать себя, резкость в поведении могут проявляться ипохондрией, дисморфофобией, нервной анорексией, реакциями протеста. Психическое развитие ребенка характеризуется сменой стабильных и кризисных стадий развития, и резкое изменение в поведении – так называемые аффективные вспышки (капризы, негативные переживания, конфликты с окружающими) являются типичной картиной кризисного периода.
    Возникновение нарушений поведения у детей часто совпадает с началом посещения организованных детских коллективов (детские сады, школы), когда дети испытывают существенные нагрузки на две значимые регуляторные системы организма – нервную и иммунную. Первая отвечает за социально-психическую адаптацию ребенка в коллективе, а вторая – за устойчивость детского организма к большому числу инфекций, с возбудителями которых ребенок сталкивается, попадая в группу детского сада или школьный класс. Известно, что тяжелые стрессовые воздействия так же, как и длительно протекающий стресс, вызывают подавление иммунной системы, что снижает резистентность организма и увеличивает частоту острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) [2]. У ребенка, начинающего посещать организованный детский коллектив, нередко развивается психологический стресс, а постоянное отсутствие по причине частых ОРВИ, возможное отставание в школьной программе серьезно затрудняют адаптацию ребенка в коллективе. У школьников в этот момент падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость. Несомненно, в большей степени это касается тех детей, которые впервые переступают порог детских учреждений, однако следует признать, что и для остальных детей начало учебного года в школе (особенно в младших классах) или возобновление посещения детского сада связано с определенной нагрузкой на регуляторные системы организма. Очень важным с методологической точки зрения является и тот факт, что срыв адаптации в одной из систем оказывает непосредственное отрицательное влияние на функционирование второй, замыкая патологический круг. Данные состояния чаще всего не требуют специфического лечения, достаточно наладить спокойную психологическую обстановку в семье, направленную на поддержку эмоционального состояния ребенка, но в некоторых случаях может потребоваться назначение успокаивающих препаратов короткими курсами. Таким образом, раннее выявление и своевременная коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей будут способствовать предотвращению истощения двух значимых, как уже упоминалось, регуляторных систем организма – нервной и иммунной. При этом, если невозможно избежать избыточного повышения нагрузок на эти системы, необходимо обеспечить их фармакологическую поддержку.
    Наличие отягощающих факторов в пери- и постнатальные периоды (тяжело протекающая беременность, сильные токсикозы, тяжелые родовые травмы, инфекционные болезни ребенка в первые недели жизни) способствует возникновению поведенческих и эмоциональных расстройств в сочетании с выраженной вегетативной симптоматикой. Вегетативный дисбаланс, свидетельствующий о нарушении в работе центральных и периферических звеньев нервной системы, характеризуется сопутствующими функциональными расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы (функциональные нарушения ритма сердца, лабильная артериальная гипертензия), желудочно-кишечного тракта (диспепсия, запоры, диарея), органов дыхания (одышка) и других систем организма. Несмотря на то, что функциональные расстройства представляют собой нарушение регуляторной функции ЦНС и относятся к неврологической проблеме, роль педиатра в сопровождении таких детей чрезвычайно важна. Нужно помнить о том, что появление выраженной соматической симптоматики свидетельствует о поздней диагностике заболевания. Зачастую к неврологу обращаются дети уже с запущенными формами – длительно страдающие головными болями, а также дети с выраженными нарушениями поведения. Такие яркие манифестные клинические проявления трудно поддаются лечению. Поэтому на плечи педиатра ложится бремя распознавания функциональных расстройств и формирования нейросоматического диагноза. В таких случаях оправданно назначение препаратов, обладающих успокаивающим, вегетотропным и нейрометаболическим действием. 
    Успокаивающие средства, которые могут использоваться в педиатрической практике, представлены препаратами растительного и синтетического происхождения. Большинство из них имеют такие неприятные побочные эффекты, как заторможенность, расслабленность, сонливость, различные аллергические реакции. У препаратов ноотропного действия обратный эффект – возбуждение, повышенная активность, нарушение сна. В педиатрической практике следует отдавать предпочтение средствам без нежелательных побочных действий. С точки зрения баланса эффективности и безопасности интересен препарат Тенотен детский, который можно охарактеризовать как корректор поведения, регулирующий работу ЦНС и сочетающий в себе успокаивающее и адаптогенное действие. Препарат нормализует поведение ребенка: успокаивает, уменьшает расторможенность, раздражительность, плаксивость. В отличие от большинства успокаивающих препаратов Тенотен детский не вызывает седации, заторможенности и мышечной релаксации. Он безопасен даже при длительном приеме из-за отсутствия побочных эффектов и случайной передозировки. Тенотен детский может назначаться детям с сочетанной соматической патологией. Исследования подтверждают, что прием Тенотена детского способствует снижению повышенной гиперактивности у детей, подвижности и импульсивности, уменьшает проявления оппозиционного поведения.
    Изучение поведенческих реакций у детей в периоде адаптации к началу посещения детских образовательных учреждений проводилось Г.Я. Захаровой (Тюмень) [3]. Автором наблюдались дети, находящиеся в периодах возрастных кризисов (2,5–3,5 года и 7–8 лет), которые совпадают с изменением жизненного стереотипа: поступление в детский сад/школу, т. е. дети, наиболее уязвимые к расстройствам адаптации. У всех обследуемых выявлялись признаки гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, раздражительности, плаксивости, сниженной способности к обучению и вегетативной дисфункции разной степени выраженности. На рисунках 1 и 2 представлена динамика основных поведенческих реакций у детей, получавших Тенотен детский и не получавших медикаментозную терапию (контрольная группа). 1-месячный курс Тенотена детского (по 1 таблетке 2 р./сут) способствовал улучшению настроения и сна, уменьшению раздражительности, страхов и расторможенности у детей, а также положительно повлиял на способность к обучению. В контрольной группе детей, не получавших лечения, положительная динамика практически не отмечалась или была выражена незначительно. 

    При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка. Истощение функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется восстановлением, могут привести к развитию астеновегетативного или психовегетативного синдрома. Данное состояние может возникнуть после перенесенных респираторных вирусных инфекций, гриппа, тяжелых форм бронхитов и пневмоний, острых средних отитов, тяжелых и осложненных форм инфекционного мононуклеоза, висцеральной формы ветряной оспы, протекающих с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. При этом у детей отмечаются психоэмоциональные расстройства, такие как повышенная раздражительность, капризность, тревожность, утомляемость, отвлекаемость, снижение памяти, нарушения сна; а также соматические проявления в виде головных болей, снижения аппетита, тошноты, рвоты, вздутия живота и др. Подобные астеновегетативные нарушения отрицательно влияют на процесс реконвалесценции у детей после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний, удлиняя этот период и ухудшая качество жизни пациентов. Применение Тенотена детского в течение 1 мес. (по 1 таблетке 3 р./сут) стабилизирует психоэмоциональное состояние детей: улучшает настроение, успокаивает, способствует снижению раздражительности и капризности, облегчает процессы обучения (запоминание, концентрацию внимания, усидчивость) и способствует более быстрому завершению периода восстановления (рис. 3) [4].

    Одним из крайних случаев проявлений нарушений поведения у детей является синдром гиперактивности и/или дефицита внимания (СДВГ), который в последнее время активно обсуждается в медицинских кругах. СДВГ у детей проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью. Часто эти симптомы сопровождаются трудностями обучения, нарушениями поведения и сложностями во взаимоотношениях с окружающими. В основе формирования СДВГ лежат генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС, которые могут сочетаться друг с другом. Именно эти факторы определяют изменения со стороны ЦНС, приводя к нарушениям высших психических функций и поведения, соответствующим картине СДВГ. Как нейробиологическое расстройство СДВГ рассматривается с позиций задержки формирования связанных между собой мозговых структур, регулирующих процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Механизмы патогенеза СДВГ полностью не раскрыты, но общепризнанным является представление о том, что они связаны с дисфункцией нейромедиаторных систем мозга, в частности дофаминергической и норадренергической, при этом основные нарушения происходят на уровне процессов синаптической передачи [5]. 
    Применение Тенотена детского при СДВГ у детей изучалось Н.Н. Заваденко [6]. Назначение Тенотена детского в дозировке 2 таблетки 2 р./сут в течение 12 нед. приводило к существенному уменьшению выраженности симптомов СДВГ по сравнению с таковой в группе плацебо. Было отмечено снижение гиперактивности на 41,9%, проявлений оппозиционного поведения – на 28,6% от исходных значений (результаты двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования) (рис. 4). Статистически значимая редукция симптомов по общему баллу шкалы оценки симптомов СДВГ у пациентов, получавших Тенотен детский, отмечалась уже через 4 нед. после начала лечения. В течение всего периода наблюдения отмечалась хорошая переносимость препарата, сравнимая с таковой при приеме плацебо. Тенотен детский безопасен при применении у пациентов с СДВГ, не вызывает нежелательных явлений, не влияет на показатели общего и биохимического анализов крови и мочи, что обеспечивает возможность длительного применения.  

    В ходе 2-месячного сравнительного исследования было отмечено преимущество Тенотена детского перед стандартной ноотропной терапией (пирацетам). Эффективность Тенотена детского оказалась выше, чем в группе контроля, по всем изучаемым параметрам (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), что подтверждалось динамикой психометрических (шкала SNAP-IV) и психофизиологических показателей (TOVA-тест) (рис. 5). 

    Кроме того, в процессе монотерапии Тенотеном детским не было выявлено побочных эффектов или осложнений в виде заторможенности, дневной сонливости и вялости. Безусловно, Тенотен детский нельзя рассматривать как специфический препарат для лечения СДВГ, но он с успехом может использоваться для облегчения симптомов СДВГ. 
    Отдельно следует отметить возможность применения Тенотена детского в качестве успокаивающего средства для подготовки ребенка к проведению операционного вмешательства или стоматологических манипуляций. Состояние тревоги ожидания и страх у ребенка перед посещением врача – одна из значимых проблем, которая ухудшает контакт между врачом и пациентом и способствует снижению эффективности проводимой терапии. Наблюдаемая под влиянием Тенотена детского надежная корреляция эмоционального статуса пациентов помогает создать обстановку психологического комфорта для пациента-ребенка и врача, избежать осложнений в процессе лечения и после него. По балльной шкале MCDAS оценивалось поведение до лечения и после премедикации через 30 мин: 1 балл – позитивное поведение; 2 балла – нейтральное поведение; 3 балла – легкие признаки негативного поведения; 4 балла – средние признаки негативного поведения; 5 баллов – сильные признаки негативного поведения. Поведение ребенка оценивалось по выражению лица, речевой активности, скорости подхода и расположению в кресле, наличию двигательных реакций [7].
    Анализ показателей по шкале MCDAS выявил, что 80% детей испытывали напряжение, боязнь, страх, из них 15,6% имели легкую, 23,9% – умеренную, 60,4% – выраженную степень негативного поведения. Результаты исследования показали, что Тенотен детский и диазепам обладают выраженным анксиолитическим эффектом, и позволили сделать следующие практические рекомендации при лечении старших школьников в охранительном режиме. Детям старшей возрастной группы с высокой степенью боязни рекомендуется принимать Тенотен детский в дозе 2 табл. + 2 табл. (для рассасывания под язык) за 20–30 мин до начала лечения, а детям с умеренным уровнем страха рекомендуемая доза – 1 табл. + 1 табл. Тенотена детского. Комплексное обезболивание позволяет уменьшить дозу местного анестетика в 2 раза и может быть рекомендовано для широкого применения на детском амбулаторном стоматологическом приеме. 
    Применение препарата Тенотен детский у детей перед эндоскопической аденотомией и радиоволновой тимпаностомией уменьшает количество жалоб и улучшает психоэмоциональный статус. Тенотен детский, оказывая успокаивающее, противотревожное, стресс-протекторное действие, способствует более благоприятному течению послеоперационного периода и сокращает сроки пребывания детей в стационаре на 3–5 дней. Тенотен детский хорошо переносится и является препаратом выбора в предоперационной подготовке детей при хирургических вмешательствах [8].
    Таким образом, успокаивающий препарат Тенотен детский может применяться в педиатрической практике при:
    –  нарушениях поведения у детей и подростков с проявлениями чрезмерной подвижности, импульсивности, повышенной нервной возбудимости, вызванных особенностями темперамента или типами реагирования ЦНС;
    –  психоэмоциональных нарушениях, возникающих в кризисные возрастные периоды; 
    –  нарушениях адаптации у детей, вызванных привыканием к новому коллективу, повышенными школьными нагрузками;
    –  проявлениях астеновегетативного синдрома после перенесенных инфекционных заболеваний;
    –  с СДВГ для облегчения симптомов;
    –  с целью премедикации перед стоматологическим вмешательством или в предоперационной подготовке детей при хирургических вмешательствах.

.

Адаптация к садику. Как избежать ошибок.

5
Мар

Рубрики: Малыши в детском саду

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

  1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
  2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

С проблемой адаптации ребенка к ДОУ я сталкивалась неоднократно и с разных сторон: как воспитатель, как психолог, как мама. Точнее, как дваждымама. С адаптацией Арсения я совершила много ошибок. Сашка дал мне шанс все их исправить.

Типичные ошибки родителей в период адаптации

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
    Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду?  У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.
  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама  исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
  4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.
  5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например,  кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
  6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
  7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)
  8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
  9.  Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
  10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
  12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
  13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.
  14. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
  15. Отсутствие необходимости в посещении ДОУ.  Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
  16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу или других дел. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4  лет.  Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

психолог Анна Быкова

какое успокоительное можно давать ребенку

Плаксивость, капризность, раздражительность, повышенная возбудимость – эти проблемы в последнее время все чаще стали сопоставлять с детским возрастом. И такое поведение ребенка совсем не обязательно будет указывать на развитие какого-либо психического заболевания – чаще всего виной такому состоянию становятся неурядицы со взрослыми, стрессы и переживания малыша в детском саду, разлад с друзьями. Неудивительно, что педиатр может порекомендовать родителям давать малышу успокоительные (седативные) препараты. Но нужно сразу уточнить – подобного типа лекарственные средства имеет право назначать только специалист!

Вообще, седативные средства помогают не только успокоить слишком возбужденного ребенка, вывести его из истерики или предотвратить ее развитие – эти же препараты помогут нормализовать сон ребенка, избавят его от дискомфорта при резкой смене погоды, снимут спазмы в животе.


Оглавление: 
Виды седативных средств
Фитотерапия
Медикаментозные седативные препараты для детей
Гомеопатические средства
Народные средства
Коррекция поведения педагогическими мероприятиями

Виды седативных средств

В медицине существует несколько методов воздействия на головной мозг для регулировки процессов торможения и возбуждения:

  • фитотерапия – ребенку назначаются отвары и чаи из лекарственных растений;
  • средства народной медицины;
  • медикаменты с седативным действием;
  • педагогические меры воздействия.

Отдельно стоит указать гомеопатию – многие народные целители, работающие в этом направлении, уверяют, что именно гомеопатические средства дадут эффект и не окажут вреда здоровью ребенка. Официальная же медицина весьма спорно относится к этому утверждению – никаких серьезных исследований не проводилось, ни одна международная научная организация не дала на суд общественности каких-то выводов и заключений. И тем не менее, гомеопатия достаточно широко распространена – о ней тоже будет упомянуто в данной статье.

Фитотерапия

Рекомендуем прочитать: 
Как успокоить нервы: натуральные успокоительные средства

Родители чаще всего предпочитают давать ребенку успокоительные средства растительного происхождения – они и действуют на нервную систему и организм в целом щадяще, и практически не имеют противопоказаний, и некоторые из них разрешены к употреблению детям в возрасте до 12 месяцев.

Обратите внимание: несмотря на кажущуюся безопасность, успокоительные средства растительного происхождения должны даваться ребенку строго дозированно, нужно будет учесть и некоторые противопоказания. Ни в коем случае нельзя самостоятельно принимать решение о том, какое конкретно средство будет принимать ребенок – это прерогатива врача.

В аптеках можно найти достаточно много подобных средств, относящихся к категории «фитотерапия», но наиболее распространенным конкретно для детского возраста считаются мелисса лекарственная, мята перечная и валериана лекарственная, хотя есть и другие.

Валериана лекарственная

Рекомендуем прочитать: 
Валериана – инструкция по применению и результаты исследований эффективности препарата

Препараты на основе этого растения помогут не только снять нервное возбуждение, но и избавят от спазмов – в их составе имеется уникальное сочетание алкалоидов и эфирных масел. Как правило, препараты на основе валерианы лекарственной целесообразно использовать при повышенной нервной возбудимости и беспокойном сне, а врач назначить может такое средство буквально с грудничкового возраста.

Мята перечная

Используют стебли и листья этого растения, готовят из него вытяжки, которые потом добавляют в лекарственные препараты, хотя и сам отвар мяты перечной обладает успокаивающим свойством. Состав стеблей и листьев мяты перечной сложный – есть и дубильные вещества, и эфирное масло, и марганец, и медь, а все в комплексе оказывает антистрессовое, антидепрессивное действия и снимает нервное напряжение.

Похожим фармакологическим действием обладает и мелисса лекарственная, но врачи подчеркивают, что в этом растении содержится гораздо больше витаминов в сравнении с мятой перечной. Благодаря этому, мелисса лекарственная, и препараты на ее основе, оказывают мягкий антигипоксический эффект и противосудорожное действие.

Персен

Этот препарат в своем составе содержит три активных компонента – валериану, мяту и мелиссу. Врачи могут порекомендовать прием Персена при эмоциональном беспокойстве или двигательном у ребенка – например, если у малыша наблюдается бессонница, повышенная возбудимость или немотивированная раздражительность.

Обратите внимание: Персен выпускается в таблетках и капсулах. В первом случае разрешено принимать средство детям с 3 лет, а вот капсулы можно давать ребенку, достигшему 12-летнего возраста.

Наиболее распространенной формой лекарств в разделе фитотерапия все-таки считаются травяные чаи и отвары.  Чаи из трав с успокоительным действием могут выпускаться гранулах, но чаще всего реализуются в пакетированном виде – очень удобны в использовании, да и с дозировкой не получится ошибиться. В составе таких травяных чаев обычно имеются мелисса, фенхель, пустырник, мята, ромашка, липа, валериана и другие компоненты.

Обратите внимание: в гранулированных травяных чаях могут содержаться фруктоза, сахар и/или мальтодекстроза.

Некоторые успокаивающие травяные чаи могут назначаться ребенку буквально с первых дней жизни – например, гранулированный чай «Сладкие сны», который можно давать малышу с 2-х недельного возраста. В состав этого средства входят чабрец, липовый цвет и мелисса. Если ребенку уже исполнилось полгода, то ему можно будет давать чаи в пакетиках «Бабушкино лукошко», в котором не содержатся консерванты и красители.

Обратите внимание: назначать даже такие травяные чаи детям должен врач, потому что одно и то же средство может оказывать прямо противоположный эффект – кому-то помочь, кого-то, наоборот, еще больше возбудить.

Многих интересуют пресловутые БАДы – с ними нужно обращаться крайне осторожно, потому что в составе многих содержатся компоненты, которые могут влиять не только на настроение ребенка, но и на его психомоторные реакции. Только педиатр может дать рекомендации по употреблению БАДов, установить дозировку и продолжительность приема.

Улучшить сон и поднять настроение, вернуть активность и снять апатию помогут капли Баю-бай (БАД), в состав которых входят экстракты мяты, душицы, пиона, плодов боярышника, а также лимонная кислота и глютаминовая кислота. Если этот гомеопатический препарат употребляют дети школьного возраста, то будет отмечена повышенная работоспособность, нормализация сна. Препарат Баю-бай можно употреблять детям в возрасте старше 5 лет.

Если депрессивное состояние отмечается у подростка, вкупе с агрессивным поведением и резкой сменой настроения, то стабилизировать психоэмоциональный фон и восстановить структуру нервных клеток помогут капли Эпам 1000 (БАД).

Медикаментозные седативные препараты для детей

Рекомендуем прочитать: 
Седативные препараты: обзор успокоительных средств

Для некоторых детей, у которых прослеживаются непатологические изменения в психоэмоциональном плане, целесообразно назначать медикаментозные седативные средства. Список достаточно обширный, а конкретный выбор делается только врачом и исключительно в индивидуальном порядке.

Глицин

Это вообще один из самых применяемых медикаментозных седативных средств, который является аминокислотой. Глицин способствует эмоциональной разгрузке, улучшает работу головного мозга, нормализует сон, снижает уровень возбудимости.

Транквилизаторы

Феназепам, Сибазон, Элениум – эти транквилизаторы могут назначаться врачом неврологом только в крайне редких случаях. Дело в том, что они могут вызвать привыкание, хотя и помогают справиться с чувством страха, тревожностью и нервным перевозбуждением.

Транквилизаторы можно давать ребенку только по назначению специалиста, под контролем врача и непродолжительное время.

Микстура Цитраль

Это седативное медикаментозное средство используется в детской практике, но тоже с большой осторожностью – в его составе имеется натрия бромид, который при длительном употреблении приводит к накоплению ионов брома в организме. В результате нервное перевозбуждение, бессонница исчезают, но на их место приходит апатия, сонливость, ухудшение памяти.

Атомоксетин

Этот препарат назначается только в случае диагностирования и подтверждения диагноза синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей старше 6 лет и в подростковом возрасте. Данное средство не относится к группе психостимуляторов и не вызывает привыкания, но не должно самостоятельно выбираться родителями в качестве успокоительного препарата.

Обратите внимание: ни в коем случае нельзя самостоятельно начинать прием любых лекарственных препаратов, обладающих седативным (успокоительным) действием. При всех нарушениях поведения или сна у ребенка нужно обратиться за помощью к специалистам.

Гомеопатические средства

Важно! Врачи и ученые достаточно скептически относятся к средствам из этой категории и чаще всего не назначают своим пациентам. Доказательств эффективности гомеопатических препаратов нет. Тем не менее, гомеопатические средства производят, у них даже есть «свой» покупатель – нужно знать хотя бы минимум информации о таких препаратах.

При стрессах (например, во время первых посещений детского дошкольного учреждения, при разводе родителей, при переезде на новое место жительство) врачи обычно рекомендуют такие гомеопатические препараты как Нотта и Беби-сед.

Если нервозность малыша, его капризы и бессонница связаны с прорезыванием зубов, то для облегчения состояния ребенка иногда рекомендуют гомеопатические свечи Вибуркол. Если наблюдается нарушение сна, то назначается Дормикинд – его разрешено использовать даже для нормализации сна у ребенка возрастом до 1 года.

Народные средства

Конечно, нужно постараться обойтись в случае нарушений психоэмоционального фона без медикаментозных лекарственных препаратов. Существует масса народных средств, которые не только помогут ребенку нормализовать свое поведение, улучшить сон и снять возбудимость, но и не нанесут никакого вреда. Вот только некоторые из самых распространенных:

  1. Класть в постель к ребенку ароматическую подушку. Ее вполне можно сшить своими руками, наполнив наволочку ромашкой, мятой, мелиссой. Единственное, на что нужно обратить внимание – как организм ребенка реагирует на указанные лекарственные растения, нет ли аллергии на их запах и при контакте. Ромашку, мяту и мелиссу можно собрать и высушить самостоятельно, но целесообразнее приобрести их в аптеке.
  2. Вечером делать малышу ванночку с добавлением травяных отваров. Приготовить отвар нужно по классической схеме: 3 столовые ложки травы кипятит в 500 мл воды на водяной бане в течение получаса. Полученное количество отвара добавляют в 10 литров воды. В качестве сырья можно использовать пустырник, валериану, крапиву. Продолжительность такой теплой успокоительной ванны составляет 15 минут.

Обратите внимание: в возрасте до 12 месяцев ребенку можно делать ванночки только с одним каким-то лекарственным растением, а вот для более взрослых детей отлично подойдут комбинированные отвары.

  1. Ванночки с морской солью. Они вообще не имеют противопоказаний для детей в любом возрасте. Ванна с морской солью не только успокаивает, но и тонизирует, укрепляет – через кожу ионы йода проникают в организм. Такие процедуры врачи рекомендуют проводить детям с диагностированным рахитом, с родовыми травмами, при нарушении сна. Как приготовить ванну: на 1 литр воды нужно добавить 5-30 граммов морской соли, более точную концентрацию назначит врач. Температура воды должна быть в среднем 38 градусов, а продолжительность процедуры не должна превышать 15 минут. После ванночки с морской солью ребенка нужно обязательно сполоснуть под душем – необходимо смыть соль с тела.

Коррекция поведения педагогическими мероприятиями

Во многих случаях возникшие проблемы в психоэмоциональном плане у ребенка можно решить лишь педагогической коррекцией. Для этого совсем необязательно обладать какими-то специфическими знаниями, достаточно лишь провести ряд мероприятий. Что нужно сделать в первую очередь:

  • составить и строго соблюдать режим дня;
  • следить за тем, чтобы продолжительность сна была соответственно возрасту ребенка;
  • контролировать время, которое ребенок проводит перед телевизором или компьютером;
  • следить, чтобы ребенок обязательно каждый день гулял на свежем воздухе;
  • в семье должна быть нормальная, стабильная психоэмоциональная обстановка.

Крайне желательно, чтобы ребенок посещал детский сад и различные кружки /студии – нахождение в обществе себе подобных стабилизирует его эмоции, заставит проще реагировать на какие-то стрессовые ситуации. Но тут нужно быть предельно внимательным – для некоторых детей излишняя нагрузка оказывает противоположное действие, ребенок становится раздражительным и легко возбудимым.

Неадекватное поведение и истерики могут быть связаны с нарушением биоритма ребенка. Ведь всем хорошо известно, что кто-то является «совой», а кто-то «жаворонком» и поэтому нарушение этих биоритмов запросто может привести к нарушению психоэмоционального фона. Постарайтесь понять, к какому типу людей относится ребенок и подстроить его режим дня, согласно биоритму.

Иногда вполне достаточно исключить по вечерам шумные развлечения, походы в гости и просмотр телевизионных передач или компьютерные игры, как сон станет полноценным. Для того чтобы успокоить ребенка вечером, можно совершить небольшую пешую прогулку на свежем воздухе, почитать книгу, порисовать.

Родители должны четко осознавать, что любые нарушения сна, отклонения в поведении, немотивированные истерики и другие спорные факты должны стать поводом к посещению специалистов. Только педиатр, невролог, психолог или психиатр могут провести грамотное обследование, поставить точный диагноз и назначить седативные препараты. Самостоятельно совершать выбор рассматриваемой группы лекарственных средств как минимум не разумно, а как максимум опасно для ребенка.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории